Компания S&P Capital IQ, аффилированная с рейтинговым агентством Standard & Poor’s, на основе котировок кредитно-дефолтных свопов (CDS) Украины, оценила в 44,25 % возможность дефолта нашей страны в ближайшие пять лет. Но стоит ли волноваться?
После начала мирового экономического кризиса критиковать «большую тройку» рейтинговых агентств стало модным.
Небезосновательно — их роль в американском ипотечном кризисе, когда высшие рейтинги присваивались субстандартным финансовым инструментам, легла несмываемым пятном на их доселе безупречную репутацию. И это лишь один из мотивов.
Но вернемся к украинскому вопросу. Украина как суверенное государство, не являющееся членом монетарных союзов а-ля «зона евро», обладает исключительно самостоятельным правом на выпуск национальной валюты. Следовательно, наша страна абсолютно не ограничена в расходах, номинированных в гривне.
Равно как и не имеет жесткой необходимости одалживать у кого‑либо средства в своей валюте. Действующая в цивилизованном мире система декретных денег позволяет эмитирующему их государству финансировать все необходимые для его жизнедеятельности расходы в полном объеме.
Если же S&P Capital IQ тревожит дефицит госбюджета Украины, парирую следующим — возможность проводить расходы в нацвалюте в настоящее время и в будущем (здесь‑то и возникает дилемма «дефолт — не дефолт») имеется у суверенного государства независимо от того, какого объема расходы оно производило в прошлом (что и отражается через дефицит госбюджета).
Таким образом, государство априори не может не располагать денежными средствами в нацвалюте, ибо является монопольным источником этих средств, и дефолт по данному классу причин не предвидится.
Если акцентировать внимание на неотложных социальных функциях, исполнение которых государство должно обеспечивать своим подданным, таких как здравоохранение, оборона, безопасность, образование, поддержка в работоспособном состоянии жизненно важной инфраструктуры, то все это выполняется отечественными производителями и поставщиками услуг и оплачивается нацвалютой.
Для того, чтобы согласиться с отсутствием риска своевременного и в полном объеме исполнения вышеуказанных платежей, достаточно перечитать предыдущий абзац. Существенно больше логики может быть, если рассматривать в качестве причины дефолта зависимость от долговых рынков, на что не преминули указать специалисты S&P Capital IQ, обосновывая неприятный для нашей страны прогноз о возможности дефолта.
Однако и в этом плане ситуация отнюдь не тупиковая. Если иметь в виду рынок внутренних заимствований, то Украина, как любое иное государство, обладает возможностью не только обеспечить его успешное функционирование (доказательство чему — серьезные портфели ОВГЗ, находящиеся на балансах отечественных банков), но и влиять на уровень цены заимствований с помощью регулирования денежной массы или ставок Нацбанка.
Если говорить о рынке внешних заимствований, здесь также имеются методы регулирования ситуации путем варьирования Минфином ставок по украинским облигациям. Опасения S&P Capital IQ о том, что возможное сворачивание программ количественного смягчения приведет к росту ставок на рынках капитала небеспочвенны, но по большому счету вопрос состоит в цене привлечения заимствований, а не в отсутствии денег на мировых финансовых рынках.
К тому же глава ФРС Бен Бернанке не давал четких обещаний свернуть QE, как и не называл сроков. Не будем сбрасывать со счетов и то, что с высокой вероятностью в начале 2014 г. у Федрезерва будет новый руководитель. Впрочем, в большей степени в пользу возможности продолжения QE говорит далекая от желаемой ситуация с безработицей в США: у ФРС двойной мандат — таргетами являются стабильно невысокая инфляция и поддержание безработицы на низком уровне.
Не идеальным является и критерий, на основании которого S&P Capital IQ сделало прогноз: кредитно-дефолтные свопы являются классическим рыночным инструментом, который подвержен в т. ч. сугубо ситуативным колебаниям. Стоит ли однозначно утверждать, что рост CDS Украины в июне был вызван сугубо фундаментальными причинами?
Тем, кто утверждает, что международные спекулянты и инвесторы всерьез напуганы определенной с точностью до второго знака после запятой вероятностью дефолта нашей страны, стоит обратить внимание на то, что в опубликованном S&P Capital IQ рейтинге «претендентов на дефолт» все расположенные выше Украины страны номинально или фактически манкировали выполнением долговых обязательств.
При этом пресловутый рынок капитала демонстрировал весьма короткую память — как только та же Аргентина демонстрировала приличный экономический рост, количество желающих одолжить ей денег своими предложениями превышали потребность страны в средствах.
Аналогичная ситуация наблюдалась и с Грецией, проценты по долговым обязательствам которой быстро вернулись к приличным уровням после того, как «тройка кредиторов» в последний момент спасла Элладу от дефолта. Подобным образом складывается ситуация и с Кипром. Украина до невыполнения внешних обязательств не опускалась и перспективы избежать этого достаточно неплохие.