При Николае Присяжнюке, работавшем министром аграрной политики и продовольствия в правительстве Николая Азарова, Украина стала одним из мощнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции в мире. Сыграли роль хорошие климатические условия, но значительная заслуга в этом принадлежит самим аграриям и министерству, которое помогало им развиваться, отметил Присяжнюк. Аграрная отрасль стала одной из ключевых для Украины. Поэтому новым властям важно не увлекаться реформами ради реформ и не сломать то, что было построено.
— При вас украинские сельхозпроизводители стали получать рекордные урожаи, а экспорт аграрной продукции практически сравнялся с поставками металлов за рубеж. Почему это стало возможным?
— Главный герой рекордных урожаев — это простой украинский крестьянин. Благодаря его работе сельское хозяйство впервые назвали локомотивом экономики Украины. Но необходимо было было протянуть руку поддержки аграрию и пребывать с ним в постоянном диалоге.
Я поставил себе задачу — в ходе посевных кампаний и сбора урожая провести личные встречи с сельхозпроизводителями в каждом регионе Украины. Это дало существенные результаты — люди сообщали о своих проблемах, и мы оперативно решали их. Были жалобы на бездействие местных чиновников — мы тут же принимали кадровые решения или устанавливали краткие сроки на решение возникших вопросов. Все это стало возможным исключительно благодаря подобранной команде профессиональных специалистов министерства.
Отечественные труженики доказали всему миру: Украина может и должна быть мировой житницей. В последние годы мы действительно собрали рекордные объемы зерновых культур. За предыдущие три года дважды получен урожай, превышающий показатели ранее самого успешного для украинских аграриев 1990 г. В прошлом году мы поставили рекорд за всю историю Украины — собрали 63 млн т зерновых. Благодаря этому на экспорт удалось отправить 33 млн т. Это стало возможным в результате слаженных действий министерства и сельхозпроизводителей. И, конечно, благоприятных погодных условий.
В начале работы мы столкнулись с низким уровнем технологий. И сразу же поставили перед собой задачу: усилить поддержку в этом направлении со стороны министерства. Внесение минеральных удобрений с 2010 г. повысилось более чем на 36 %, это одна из причин роста продукции растениеводства за этот период более чем на 41 %. Качественно изменилось техническое оснащение сельскохозяйственного производства: энергетические мощности возросли с 2010 г. на 17,6 %.
Особое внимание министерство уделяло развитию и поддержке малых и средних сельхозпроизводителей. Так, только в хозяйствах населения количество мини-тракторов и мотоблоков с 2010 г. увеличилось в 2,5 раза. Рекордный урожай прошлого года потребовал и помощи министерства по реализации его на мировом рынке. В частности, в 2013 г. Минагрополитики наладило сотрудничество с Саудовской Аравией, Ираном, Японией, Китаем.
Таким образом, аграрная Украина громко заявила о себе на мировом рынке. По экспорту подсолнечного масла мы первые, зерновых культур — вторые, кукурузы — третьи, ячменя — четвертые… И этот перечень можно продолжать.
— Насколько Украине вообще стоит делать ставку на сельскохозяйственную отрасль, ведь считается, что аграрный путь развития — для стран третьего мира?
— Возглавляя парламентский аграрный комитет и Минагрополитики, я действительно вынужден был постоянно выслушивать разговоры о том, что развитие АПК — нерентабельно, а сельские территории занимают слишком много места на карте страны. Многие политики говорили, что нужно усиливать урбанизацию.
Это мнение противоречит здравому смыслу. Объясню почему. Украина традиционно является мощным производителем сельхозпродукции. На протяжении последних пяти лет нам удалось начать восстановление аграрного рынка, в результате сюда зашли иностранные инвестиции, заключены важные контракты. Страна стала крупным игроком, с которым невозможно не считаться.
Акцент на аграрной сфере — это не показатель отсталости страны. Все государства с развитыми национальными экономиками являются лидерами и в аграрной отрасли также. Более того, в мире растет дефицит продовольствия из‑за растущего и богатеющего населения земли, это не секрет. По прогнозам ООН, к 2050 г. на планете будет почти 10 млрд человек, которых нужно чем‑то кормить. Параллельно увеличится спрос на биотопливо из‑за сокращения мировых запасов нефти.
Поэтому все страны сейчас озабочены обеспечением продовольственной безопасности. Я считаю, что Украина может и должна занимать активную позицию в решении мировой проблемы голода, наращивая свое присутствие на мировом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Мировые эксперты единодушны в том, что роль нашей страны как поставщика зерна будет только усиливаться, здесь также будет увеличиваться производство свинины, птицы. Не воспользоваться растущим спросом — это преступление.
Агропромышленный комплекс сейчас является важнейшим инструментом наполнения бюджета. Но важно и другое: наше село было, есть и будет основой украинской национальной традиции. Я на каждых парламентских слушаниях и на каждом совещании у высшего руководства страны всегда говорил о главном: ежегодно с карты Украины исчезают десятки сел, мы должны остановить этот процесс. Сохраним село — сохраним Украину.
Для этого команда Минагрополитики после обсуждения с общественностью во всех регионах страны инициировала проект социально-экономического развития сельских территорий «Рідне село». Этот год год должен был стать ключевым для реализации этого проекта.
Во главу угла мы поставили сотрудничество с сельскими общинами. Между Минагрополитики и Всеукраинской ассоциацией сельских и поселковых советов был подписан соответствующий меморандум. Все ключевые решения принимались в интересах села и крестьянина.
— Критики соглашения об ассоциации с ЕС говорили, что оно негативно скажется на аграрном секторе Украины. Насколько это справедливо, ведь некоторые сельхозпроизводители, напротив, ждали открытия европейских рынков? Изменилась ли как‑то ситуация сейчас, ведь подписание экономической части специально отложили для корректировки?
— Главное в процессе евроинтеграции — это готовность и желание правительства отстоять интересы своих производителей. Общество имеет право знать содержание подобных документов, а власть должна защищать национальные интересы. Экономика Украины, унаследовавшая часть советской инфраструктуры, была исторически тесно связана со странами постсоветского пространства. Нельзя рвать эти связи ради расширения сотрудничества с Европой, нужно стремиться укреплять отношения и с ЕС, и со странами бывшего СССР, что важно для многих предприятий, поставляющих свою продукцию в Россию.
Неотъемлемой частью соглашения об ассоциации является соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Европейским союзом. В процессе обсуждения этого соглашения состоялось 18 раундов переговоров, Минагрополитики предоставляло свои предложения Минэкономразвития для участия в консультациях и переговорах более 70 раз.
Либерализация торговли с ЕС несет в себе и позитивы, и негативы. Балансировать между ними не каждый сможет. С одной стороны, украинский производитель получает преференции в торговом режиме, а также беспошлинные квоты на поставки продукции на рынок ЕС. А это более 500 млн потребителей. С другой — рынок ЕС отличается гораздо более высокой тарифной и нетарифной защитой. В первую очередь это касается как раз аграрных товаров.
Так, в целом от введения тарифных квот возможны только положительные последствия для рынка зерновых: условия ЗСТ лишь способствуют увеличению экспорта зерновых в ЕС в результате либерализации торговли. Однако этого нельзя сказать о животноводческой продукции. Например, импорт нашей говядины в Европу установлен на уровне 12 тыс. т при нулевом тарифе. При этом важно, чтобы предприятия, которые получат доступ на рынок ЕС, заранее сделали свою продукцию конкурентоспособной.
Разрешенная в рамках льготных поставок сахарная квота составляет 1 % от внутреннего украинского производства. Поэтому не сможет существенно влиять как на внутренний рынок ЕС, так и на состояние сахарной отрасли в Украине. Однако благодаря либерализации торговли, что предусмотрено проектом соглашения, очень перспективно выглядят возможности кондитерской отрасли Украины.
Необходимо понимать, что при введении зоны свободной торговли между Украиной и ЕС реализация потенциала аграрного сектора экономики будет в основном зависеть от уровня соответствия украинской продукции международным стандартам. Вопрос безопасности и качества продуктов питания на сегодня является одним из приоритетов в международной торговле, а также основным барьером на пути отечественной продукции к внешним рынкам.
Соответствие новым стандартам ЕС потребует от украинских производителей увеличения затрат в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе это будет способствовать повышению конкурентоспособности национальной продукции.
— Что именно государство должно сделать для развития этого сектора? Что делало министерство под вашим руководством, какие ключевые проекты вы рассматривали?
— Государство должно не мешать и сделать несколько шагов навстречу. Первое — решить вопрос доступа к финансовым ресурсам, тогда сельхозпроизводитель начнет полноценно сеять, жать и наполнять бюджет. Второе — прекратить давление проверяющих органов, ведь в Украине так сложилось, что власть вроде бы меняется, а давление на производителя остается. Третье — помогать воссоздавать инфраструктуру аграрного рынка, чтобы произведенная на селе продукция без затруднений попадала на столы украинцев. Это и есть ключевой принцип продовольственной безопасности.
Аграрный локомотив украинской экономики смог завестись и уверенно поехать благодаря ставке Минагрополитики на три кита: возрождение животноводства путем дотаций на молодняк и компенсаций стоимости доильных аппаратов, повышение спроса и цены на продукцию растениеводства благодаря успешным экспортным контрактам и форвардным закупкам урожая, развитие сельских территорий через активную господдержку сельхозпроизводителей.
Параллельно с многочисленными реформами наше министерство разрабатывало Государственную целевую программу развития аграрного сектора экономики на период до 2020 г. Думаю, этим документом воспользуется и мой преемник. Кроме того, мы ввели дерегуляцию условий ведения бизнеса в аграрном секторе экономики. Имеется в виду снижение регуляторного давления, упрощение разрешительной системы и переход от сплошной к риск-ориентированной системе контроля.
Отдельно следует отметить развитие животноводства, которое до этого было в глубоком упадке. Нам удалось достичь в 2013 г. заметного роста производства продукции животноводства по сравнению с 2012 г. Представьте, только за 2010‑2013 гг. построено 164 животноводческие фермы и комплекса, реконструировано еще 552.
Рост объемов производства практически во всех сегментах сельского хозяйства обеспечил социальную стабильность и наполненность внутреннего рынка продовольствием. Таким образом, цены на продукты питания для украинцев стабилизировались, кое‑что и вовсе начало дешеветь. Изменилась и структура потребления продуктов: например, удалось существенно нарастить производство детского питания и тем самым снизить зависимость от его импорта. Сейчас, с учетом общей нестабильности и в политике, и в экономике, государству важно хотя бы сохранить то, что было достигнуто в последние годы.
— Сейчас вас критикуют за контракт с Китаем, обвиняют в растрате полученных средств. Насколько справедливы эти обвинения? Кто стоит за этим? Было ли необходимо в принципе заключать такие объемные контракты с КНР, по сути, усиливая зависимость Украины от этой страны?
— Могу заверить, что эти обвинения имеют исключительно популистский характер. Заметьте: китайская экономика является одним из лидеров роста, а потому увеличиваются и объемы потребления. По прогнозам ведущих мировых организаций, анализирующих аграрный рынок, в том числе ФАО и ОЭСР, спрос на продовольствие в Китае будет расти быстрее, чем местное производство продуктов. Только импорт масличных в КНР в ближайшие десять лет должен повыситься на 40 %, будут увеличиваться и поставки кормового зерна.
Хочу напомнить, что Украина — третья в мире страна, получившая доступ на рынок зерновых Китая. Уже сегодня мы имеем право поставлять Поднебесной кукурузу, ячмень и сою (подписаны соответствующие фитосанитарные сертификаты). И перечень продукции целесообразно расширить как минимум за счет рапса и пшеницы. Китай может стать для Украины стратегическим рынком сбыта. Кроме зерновых, наша страна может экспортировать подсолнечное масло, сахар, а также животноводческую продукцию.
Украина должна была воспользоваться такой возможностью, и в том числе — в рамках контракта, заключенного между Государственной продовольственно-зерновой корпорацией и китайской стороной. Контракт с Китаем на $ 3 млрд в сельскохозяйственном секторе не предусматривает привлечения рабочей силы. Никаких угроз для экономики Украины он не несет, зато выгода очевидна. Да, есть скептики, критикующие соглашения с Пекином, но я уверен, что история подтвердит выгоду контракта. Ведь мы на пять лет обеспечили стабильный и гарантированный рынок сбыта украинской продукции по биржевым ценам.
— Вас сменил Игорь Швайка, который ранее вообще никакого отношения к аграрной отрасли не имел. Стоит ли ожидать, что человек без опыта сможет показать себя эффективным министром? Остались ли на руководящих должностях в министерстве профессионалы, на которых он мог бы опереться?
— С одной стороны, нынешнее правительство с самого начала было утверждено как временное в силу общественно-политических обстоятельств. Но с другой — оно должно работать как полноценная ветвь власти.
На протяжении последних пяти лет в министерстве сформировалась команда профессиональных, глубоко погруженных в свою отрасль в соответствии со сферой компетенции работников. Подавляющее большинство из них работает до сих пор. Многих достойных, к сожалению, уволили по политическим соображениям. Что я могу сказать об Игоре Швайке? Однозначно — ему будет трудно на этом посту. Главное — чтобы от изменений в министерстве не пострадали экономика, аграрии и украинские потребители.
Я убежден, что нынешнему министру необходимо консультироваться с общественностью и сельхозпроизводителями. Это нужно хотя бы для того, чтобы он смог разобраться в аграрном секторе и не допустить множества ошибок. Общественный совет при Минагрополитики, профильные ассоциации, сельские председатели и фермеры для меня всегда были лакмусовой бумажкой при принятии решений. Признаюсь, не всегда мне было приятно слышать критику, но команда министерства никогда от нее не пряталась. Поэтому я крайне удивлен, что министр позволил себе назвать представителей аграрных ассоциаций пенсионерами и лоббистами. Консультации с общественностью должны быть самым важным инструментом при принятии решений.
— Сейчас в Минагрополитики и курируемых им структурах началась перетряска кадров. Новый министр заявляет, что нашел многочисленные коррупционные схемы в Госсельхозинспекции и Аграрном фонде. Что в реальности происходило в этих структурах?
— Это странная позиция. Объясню на примере Госсельхозинспекции. Главным требованием аграриев к Игорю Швайке была незамедлительная ликвидация этого органа. Но почему‑то министр, утверждая, что инспекция — источник коррупции, лоббировал ее сохранение. Мало того, заявил о намерении расширить ее полномочия, сделав из инспекции «аграрное ФБР». Это для того, чтобы усилить давление на сельхозпроизводителей? Аграрный сектор очень сложный, в него входят более 20 отраслей, каждая из которых имеет свою специфику в развитии и регулировании. Поэтому и структура аграрного министерства — разветвленная. К сожалению, не могу поручиться за каждого человека, с которым мне пришлось работать, а их было тысячи. Если действительно в некоторых структурах обнаружены коррупционеры, то их нужно наказать. Я в свое время также был вынужден увольнять из министерства чиновников за подобные действия.
Относительно Аграрного фонда. Благодаря ему тысячи производителей получали финансирование до сбора урожая. Что касается хотя бы малейших нарушений, именно я, будучи министром, неоднократно обращался в Генпрокуратуру и к правоохранителям с требованием разобраться и передать материалы в суд.