ВI квартале текущего года в Украине продано 221 тыс. планшетных компьютеров, в то время как за аналогичный период прошлого — всего 37 тыс. Такую информацию «Капиталу» предоставила аналитик исследовательской компании GfK Ukraine Валентина Печончик. Но в денежном выражении за отчетный период рынок вырос лишь на 9 % — до 500 млн грн. Таким образом, средняя цена одного устройства составила $ 282. Еще в 2012 г. этот показатель равнялся $ 375, а в 2011 г. — $ 602.
Причина стремительного падения средней цены — рост популярности дешевых планшетов. «Покупатели, желающие приобрести недорогую модель с базовыми операционными возможностями, нашли широкое предложение в ценовом диапазоне до 1 тыс. грн», — рассказала эксперт.
Бум дешевых устройств в украинских магазинах зафиксирован в канун нового года, говорит директор по маркетингу торговой сети «Цитрус» Виктор Шолошенко. «Завезли очень много планшетов Prestigio, Goclever и других, стоимость которых не превышает 700 грн. В итоге было много возвратов, так как продукт оказался некачественным», — добавил он. Виктор Шолошенко отметил, что для удешевления стоимости гаджетов многие китайские компании жертвуют качеством и сокращают размеры экрана устройства. «Чаще всего используются семидюймовые экраны с TFT-матрицей низкого разрешения 800×480 пикселей вместо более качественной IPS-матрицы», — уточнил менеджер. В числе недостатков TFT-дисплеев, кроме низкого разрешения, он называет слабый угол обзора, низкий уровень контрастности и цветопередачи
Однако за престиж и высокое качество пока готовы платить немногие покупатели, убежден президент компании «DiaWest — Комп’ютерний світ» Анатолий Балюк. По его данным, в 2012 г. в магазинах DiaWest лучше всего продавались китайские планшеты: 66,5 % продаж пришлось на устройства Apache, еще 26 % — производства компании Globex.
Согласно данным одной из крупных торговых сетей, дешевые модели занимают около 45 % всего украинского рынка планшетов. Остальные 55 % распределились между известными мировыми игроками и украинским производителем — компанией «Навигатор». Так, доля устройств Samsung в 2012 г. составила 18‑20 %, Apple — 15 %, Asus — 10 %. Украинский Impression ImPAD занял 10 % рынка.
Директор департамента компьютерных систем «Навигатор» Александр Костюк убежден, что следствие наступления планшетов — сокращение доли нетбуков. «С точки зрения функциональности, компактности и цены планшеты выглядят более привлекательным форм-фактором», — полагает он. По оценкам «Навигатора», доля нетбуков в общем объеме персональных компьютеров сократилась с 20 % до 10 % и будет уменьшаться. Анатолий Балюк уточнил, что соотношение проданных в Украине планшетов к нетбукам и ноутбукам составляет 73 % и 15 % соответственно. Вместе с тем бум планшетов влияет и на весь сегмент ноутбуков, где сейчас наблюдается стагнация. Так, по данным GfK Ukraine, в I квартале было продано около 408 тыс. ноутбуков, всего лишь на 10 тыс. штук больше, чем годом ранее.
Анатолий Балюк прогнозирует, что в 2013 г. украинский рынок планшетов ожидает трехкратный рост.
Этот сегмент может вырасти даже в пять раз, предполагает Александр Костюк. Развитие мобильных интернет-технологий, а также особенности работы с планшетами будут этому способствовать. «Если ноутбук часто покупали на всю семью, то планшет — это действительно персональный гаджет, который может позволить себе практически каждый», — убежден он.