Киевский речной порт (Киевпорт) не согласился с требованиями Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) заплатить в госбюджет штрафные санкции на общую сумму 4,4 млн грн. Еще в феврале этого года АМКУ обратился в Хозяйственный суд Киева с исковыми требованиями к Киевпорту на 2,2 млн грн за ранее выписанный штраф и еще на 2,2 млн грн за просрочку его выплаты. Но суд сразу не принял исковое заявление ведомства, сославшись на неполноту аргументации для начала судопроизводства. Уже в апреле Хозяйственный апелляционный суд столицы отменил это решение, вернув дело на рассмотрение в предыдущую инстанцию. Накануне стало известно, что Киевпорт, в свою очередь, направил кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины, стараясь не допустить рассмотрения дела о начислении пени. Компания в своем иске просила отменить постановление апелляционного суда, а первое решение местного хозсуда оставить в силе. «Проверив правильность применения апелляционным судом норм процессуального права, Высший хозяйственный суд Украины не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы», — сказано в материалах дела. Как стало известно «Капиталу» из Единого реестра судебных решений, во вторник, 10 июня, Высший хозсуд стал на сторону АМКУ, приняв решение возобновить рассмотрение дела по сути.
Проблемный должник
Еще в феврале 2013 г. АМКУ оштрафовал Киевпорт на 2,2 млн грн за то, что в 2011 г. предприятие установило понтоны у причалов набережной на ул. Набережно-Крещатицкой, тем самым создав преграды для перевозок пассажиров по реке другим компаниям. Огражденные причалы Киевпорт сдавал в аренду Речному пассажирскому экскурсионному бюро. В АМКУ расценили такие действия как злоупотребление монопольным положением. Компания попыталась обжаловать решение, но в итоге проиграла и в хозсуде, и в апелляционном суде. Следовательно, и теперь победа Киевпорта в споре с АМКУ, но уже за удвоенный штраф, выглядит весьма сомнительной.
Отказ от выплаты штрафа и затягивание дела по судебным инстанциям, вероятней всего, связаны с хозяйственными проблемами предприятия. В прошлом году, согласно отчетности компании, чистый доход от работ и услуг составил 13,6 млн грн, тогда как в 2012 году он был 24,03 млн грн. Вместе с тем, более чем в три раза вырос чистый убыток Киевпорта — с 4,6 млн грн в 2012 г. до 14,07 млн грн в минувшем году. Очевидно, что о выплате штрафа в 4,4 млн грн при таких финрезультатах речи идти не может. Кроме того, в компании регулярно меняется руководство. Причем последний раз в.и.о. предправления был назначен три недели назад. Структура собственности компании очень раздробленная. Согласно финансовой отчетности за 2013 г., к концу прошлого года по 25 % акций предприятия принадлежало кипрским офшорам Braskel Holdings Limited и Chliorn Commercial LTD. Еще по 15 % акций — компаниям Peak United Group Limited и Citiview Holdings LTD (обе c Сейшельских островов). В 2012 г. структура собственников выглядела несколько иначе — 24,28 % акций числилось за компанией «Интербуд-2007», 24,99 % — американской Davidson Distribution LLC, 24,98 % — сейшельской United Overseas Sales Corporation и еще 15 % за уже упомянутой Peak United Group Limited.
Шансы на успех
Вчера связаться с руководством компании не удалось, в приемной предправления Киевпорта на звонки не отвечали. Станет ли АМКУ инициировать процедуру банкротства Киевского речного порта в случае неуплаты штрафа и пени, пока не ясно. О таких намерениях в ведомстве не заявляли. Впрочем, иногда антимонопольные ведомства в мировой практике инициируют ее. По словам партнера международной юридической группы Astapov Lawyers Антонины Ягольник, логика этих действий в том, что даже если предписание антимонопольного органа ведет к банкротству предприятия, но благодаря этому налаживается конкуренция на рынке, такие меры считаются оправданными. Правда, в Украине таких прецедентов пока не было. На самом же предприятии инициировать свое банкротство также не намерены, учитывая настойчивость, с которой компания судится за отмену штрафа и отмену пени. Это следует и из финотчета компании, опубликованного накануне. «Управленческий персонал не имеет намерений ликвидировать общество или прекратить деятельность», — говорится в отчете компании.