Украинские власти рассматривают вопрос о том, чтобы запретить заход российских судов в украинские порты Азовского моря. Об этом заявил вчера секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Андрей Парубий. Помимо этого, рассматривается и возможность приостановки работы пунктов пропуска железнодорожного и воздушного сообщения с Россией. Зеркальная реакция России может лишить нашу страну основной статьи валютного дохода.
Не пущать
На фоне разгорающихся конфликтов с Россией эксперты не исключают, что обострение транспортного конфликта может привести к перекрытию российскими властями Керченского пролива, который связывает Азовское и Черное моря. Еще в апреле представители портов Большой Одессы — Ильичевского, Одесского и порта «Южный» — опасались такого развития событий. И вчера в разговоре с корреспондентом «Капитала» руководитель Центра политического и экономического анализа Александр Кава отметил, что сейчас российские власти контролируют Керченский пролив и имеют возможность заблокировать его для прохода некоторых судов.
Если это произойдет, Мариупольский и Бердянский морские торговые порты (МТП) могут потерять возможность обеспечивать перевалку грузов.
Железный порт
По словам руководителя проекта «Центра транспортных стратегий» Сергея Вовка, Мариупольский порт — крупнейший в Украине по перевалке генеральных грузов, в частности металла, генерирующего значительную долю валютной выручки страны. «Этот порт в основном перегружает продукцию Мариупольского меткомбината им. Ильича, «Азовстали» и ряда других металлургических производств. Вариант логистики через другие порты удорожит продукцию до $ 15‑20 на тонне металла за счет ж/д транспортировки, украинский экспорт потеряет свою конкурентоспособность, что не выгодно для государства», — сказал эксперт. Всего же по данным Ассоциации морских портов Украины, на долю Мариупольского МТП приходится 40‑50 % экспортных отгрузок украинской металлургической продукции (в январе-мае 2014 г. этот порт отгрузил за рубеж 3,6 млн т украинской метпродукции, что составило около 47 % всего отечественного металлоэкспорта).
Альтернативой Мариупольскому порту могут стать порты Большой Одессы, однако затраты на перевозку грузов из Донецкой области в Одесскую приведет к дополнительным затратам. «Вариант логистики через другие порты существенно удорожит продукцию и это ударит по цене», — сказал Сергей Вовк. Ранее Андрей Исаев, эксперт «Центра транспортных стратегий», оценил дополнительные затраты грузоотправителей в случае переориентации грузов из Мариупольского порта в черноморские в $ 7‑15 за каждую тонну. Нетрудно подсчитать какие потери ждут грузоотправителей, которые используют мощности Мариупольского и Бердянского портов: в 2013 г. эти порты переработали 16 млн т экспортных грузов.
Специалисты международного транспортно-логистического холдинга AsstrA заявили «Капиталу», что для некоторых грузов затраты эти составят вдвое больше: например, если переориентировать поставки металлопроката из Мариуполя в порты Большой Одессы, дополнительно придется затрачивать 357 грн на тонне, а если в Николаев, то 284 грн.
Все дороги ведут в Одессу
После оккупации Крыма порты полуострова потеряли значительную часть украинских грузов, которые ушли в другие порты. «В Николаеве и Одессе грузооборот возрос за счет переключения на них грузопотока из портов Крыма, поэтому ситуация в этих портах достаточно напряженная», — отметил Сергей Вовк.
Однако доля Мариупольского и Бердянского портов намного весомее портов Азовского моря. Только через Мариупольский порт проходит около 10 % грузопотока в общем объеме перевалки по итогам 2013 г., тогда как все крымские порты за этот период заняли долю около 9 %. «Поэтому закрытие портов Азовского моря будет куда более существенным ударом, чем закрытие крымских портов», — делает вывод Сергей Вовк.
О том, сколько свободных мощностей еще есть в портах, достоверно сказать сложно. Ассоциация морских портов Украины на соответствующий запрос «Капитала» не ответила.
Чего ждать?
Тем не менее, несмотря на острые заявления украинского правительства, эксперты пока не видят предпосылок для перекрытия Россией Керченского пролива. «До недавнего времени я не видел ни одного заявления с российской стороны, что они будут закрывать для судоходства Керченский пролив. Я не думаю, что россияне пойдут на это без какой‑либо острой необходимости. С точки зрения общей безопасности, ситуация в Крыму сейчас спокойная, угрозы судоходству нет и предпосылок для закрытия пролива также нет», — считает Сергей Вовк.
В то же время, хотя кораблей, которые ходят под российским флагом, немного, закрытие для них портов Азовского моря приведет к еще большему нагнетанию обстановки.