Бізнес

санкции

Из-за войны авиасанкций выиграют Минск и Стамбул

32342
Из-за войны авиасанкций выиграют Минск и Стамбул
Фото: Reuters

На прошлой неделе Кабмин ввел в действие некоторые санкции против России, которые 11-12 сентября утвердил СНБО. В частности, постановлением от 24 сентября правительство наложило ограничения на полеты в/из Украины российских авиакомпаний. В России уже поспешили сообщить, что запрет на полеты будет зеркальным. Какая сторона потеряет больше в войне авиасанкций, а кому удастся выиграть в этой ситуации?

О запрете полетов российским авиакомпаниям в Украину стало известно в пятницу со слов премьер-министра Арсения Яценюка. Он заявил, что запрет коснется, в частности, авиакомпаний «Аэрофлот» и «Трансаэро». Позже выяснилось, что речь идет о введении постановлением Кабмина в действие санкций, принятых ранее, 11-12 сентября, двумя пакетами Советом нацбезопасности и обороны.

Это значит, что запрет на полеты распространяется на все авиакомпании из утвержденного СНБО списка, то есть те, которые выполняли полеты в Крым. Всего среди них — 19 компаний, в том числе крупнейшие: «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «Оренбургские авиалинии», «Полет», «Россия», «Трансаэро». Эти компании, включая «ЮТ-Эйр» (не попала в список), перевозят в России около 70% всех пассажиров.

В Минтрансе РФ в пятницу сообщили, что пока не получали официального сообщения от Украины о запрете полетов. Forbes направил запросы авиакомпаниям «Аэрофлот» и «Трансаэро», но на момент публикации статьи они не ответили. В пресс-службе украинской Госавиаслужбы в пятницу заявили, что начали «информировать российские авиакомпании, которые попали в санкционные списки, о том, что им не будет выдано разрешение на выполнение рейсов в украинские города с начала зимней навигации 2015/2016 (25.10.2015)».

Похоже, шаг украинского правительства стал неприятной неожиданностью для россиян. Запрет приведет к сбоям в перевозке пассажиров, заявил российским СМИ руководитель Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта РФ Владимир Трасун. По его данным, пассажиропоток между двумя воюющими странами с начала этого года по июль составил примерно по 300 000 человек в одну и другую сторону. Это около 8% всех украинских авиапассажиров. В лучшие времена пассажиропоток только на линии Киев — Москва достигал 1 млн пассажиров в год.

Один из первых возникающих вопросов по поводу санкций: почему они приняты только и именно сейчас? «Непонятно, чего мы хотим добиться. Чтоб они прекратили летать в Крым? Или цели другие? Наша позиция непонятна ни нам, ни западным партнерам», — считает Александр Ланецкий, директор компании Friendly Avia Support. Госавиаслужба не имела проблем с тем, чтобы фиксировать правонарушения со стороны российских авиакомпаний, нарушающих запрет на полеты в воздушном пространстве Крыма. Таковых, по данным самой же службы, на начало сентября со стороны России было 25.

Пятерка крупнейших нарушителей, судя по данным о наложенных Госавиаслужбой за это время на авиакомпании штрафов, включает «Аэрофлот» (1579 постановлений о штрафах), «ВИМ-Авиа» (784), «Уральские авиалинии» (687), «Глобус» (347) и «Трансаэро» (263). Сумма нарушений превысила 600 млн гривен. Однако взыскать деньги пока не удалось: компании небезуспешно начали процесс обжалования штрафов в украинских же судах.

В августе прошлого года, после того как из-за катастрофы малайзийского боинга на Россию обрушилась изрядная порция международных санкций, она запретила полет транзитом над своей территорией украинским компаниям. Пострадали такие направления украинских перевозчиков, как Казахстан, Узбекистан, Армения, Азербайджан, Грузия, Турция. Ответ Украины вряд ли можно назвать зеркальным: она ввела спецрежим для полетов только двух российских авиакомпаний — «Аэрофлота» и «Трансаэро». Спецрежим обозначал требование согласовывать с украинскими авиавластями каждый свой пролет над украинской территорией по нескольким направлениям: в Болгарию, Израиль, Турцию, Египет и Грецию.

Почему Украина не спешила наказывать авиакомпании? Есть несколько не взаимоисключающих предположений. «В Госавиаслужбе хорошо понимают экономические последствия от прекращения полетов для авиаотрасли. Авиакомпании и аэропорты говорят и многомиллионных убытках, и эти данные могут быть использованы регулятором для обоснования не введения санкций», — поясняет Анатолий Мазуренко, исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет».

«Санкции против россиян невыгодны МАУ. Ранее Госавиаслужбой руководил лояльный МАУ менеджер, поэтому ничего не вводили. Сейчас поняли, что можно и ввести», — предполагает транспортный эксперт Вячеслав Коновалов.

Что потеряют россияне

Наиболее существенное участие в украинском авиарынке — российских авиакомпаний «Аэрофлот» и «Трансаэро». «Доля „Аэрофлота“ в пассажирских перевозках между Киевом и Москвой — почти 50%, доля „Трансаэро“ — около 20%. В денежном выражении я оцениваю объем рынка перевозок в/из Украины, который контролирует „Аэрофлот“, в $100 млн в год», — говорит топ-менеджер одной из российских компаний авиаотрасли, пожелавший не называть свое имя.

Названная цифра, по его словам, это валовая выручка, которая включает перевозки как между Украиной и Россией, так и между Украиной и третьими странами. Например, Китаем, куда «Аэрофлот» очень активно возит украинцев трансфером через Москву. Так как у «Трансаэро» трансферов значительно меньше, то и ее доля в деньгах тоже меньше.

Ввиду сложного финансового положения российских авиакомпаний даже незначительные потери могут оказаться для них болезненными. Двум крупнейшим из них — уж точно не до выяснения отношений с Украиной: государственный «Аэрофлот» стоит на пороге поглощения частной семейной компании «Трансаэро». Последняя почти доведена до банкротства и готова продаться за рубль. «Аэрофлоту» не с руки тащить на себе такой груз, но положение госкомпании обязывает.

Что потеряют украинские авиакомпании

В Россию выполняют рейсы такие украинские авиакомпании, как МАУ (в Москву, Санкт-Петербург, Калининград из Киева и Москву из Одессы), «Днеправиа» (в Москву), «Мотор Сич» (в Москву). МАУ оценивает свой актуальный пассажиропоток в/из России в аэропорту «Борисполь» в 300 000 человек в год.

Для крупнейшей украинской компании санкции, теоретически, могли бы стать хорошим подспорьем: сегодня «Аэрофлот», «Сибирь» и «Трансаэро» составляют МАУ конкуренцию не только на прямых рейсах в Россию. А еще и по тем направлениям, по которым россияне могут возить украинских пассажиров через свои хабы. Как правило, цена на такие перелеты существенно ниже, чем на прямые рейсы МАУ в те же пункты. Это можно сказать о маршрутах из Киева в Пекин, Бангкок, Алматы, Астану.

Обратная сторона медали заключается в том, что Россия, вероятнее всего, не будет медлить с зеркальным ответом на запрет полетов. В этом уже поспешил заверить Украину глава Минтранса РФ Максим Соколов. МАУ оценила свои потери от закрытия российского рынка: по ее данным, прямые потери доходов от выполнения рейсов составят $19,6 млн в год, от перекройки транзитной сети маршрутов — $5,8 млн, от простоя судов, взятых в лизинг под перевозки в РФ — $10,2 млн в год, всего — $35,6 млн. Также МАУ уже несет потери в $6,4 млн в год из-за закрытия транзита воздушным пространством РФ, сообщили в пресс-службе.

Что будет дальше

Эксперты уже высказались насчет того, что в случае запрета рейсов с обеих сторон выиграют авиакомпании других государств или железная дорога. «Вероятнее всего, заметно меньше пассажиров между странами не станет. Ближайшие удобные маршруты, чтобы добираться в Россию — это через Минск или Стамбул», — указывает партнер юридической фирмы «Анте» Андрей Гук. «В целом выиграет „Белавиа“ — поток быстрее всего переключится на нее. А также, возможно, Air Baltic, польская LOT, турецкая Turkish Airlines», — перечисляет Александр Ланецкий.

Есть и другие возможные варианты. Например, на случай, если украинская сторона ввести реальные санкции так и не решится, на рынке можно создать лазейки для других авиакомпаний с обеих сторон. В этом случае выполнять рейсы могут даже продолжать те же МАУ и «Аэрофлот», просто под позывными других, «несанкционных» компаний.

Кстати, не стоит забывать, что вне списка санкций пока осталась российская «ЮтЭйр», которая обладает своим флотом и разветвленной сетью маршрутов. Компания остается вне «войны санкций» и может внезапно получить весь рынок авиаперевозок между двумя странами.

Источник: Forbes
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама