На украинской газотранспортной системе (ГТС) в минувший вторник произошла очередная авария. Власти в среду поспешили обвинить в этом террористов и приказали усилить охрану «трубы». Однако и до обострения отношений со страной, наполняющей ее газом, ГТС взрывалась несколько раз. А губернатор Полтавской области Виктор Бугайчук заявил, что газопровод на том участке, где произошел инцидент, находился в аварийном состоянии как минимум 2 года, о чем неоднократно сообщалось в НАК «Нафтогаз України». Поэтому эксперты склонны винить в недавних и давних авариях исключительно бесхозяйственность и недальновидность самих украинских газотранспортников (и чиновников, связанных с управлением ГТС), постоянно откладывавших модернизацию трубопроводов.
Российская компания «Газпром» также вчера заявила, что произошедшая во вторник авария на украинской ГТС — следствие обветшания системы. «Мы значительные средства вкладывали в реконструкцию нашей ГТС, чего нельзя сказать об украинской. Труба стареет, в результате чего происходят аварии. Это не единственная авария на ГТС Украины. Думаю, что они еще будут, потому что надо систему поддерживать в нормальном состоянии. Старение трубопровода неизбежно», — заявил заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов.
ЧП континентального масштаба
17 июня в Лохвицком районе Полтавской области разгерметизация одного из участков газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород» привела к взрыву и дальнейшему двухчасовому пожару (пламя поднималось на 200 метров). В результате взрыва и последовавшего за этим горения «в трубу» (точнее, из трубы) вылетело около 10 млн куб. м природного газа. Всего через несколько часов после аварии (т. е. до окончания каких бы то ни было следственных действий) министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что ее причиной является теракт (по крайней мере, такая версия является ключевой). Вчера министр уточнил, что причиной аварии могло быть взрывное устройство, заложенное под основание бетонной опоры газопровода.
Подобная авария на газопроводе — не первая в этом году. 12 мая при ликвидации утечки газа на этом же газопроводе в Ивано-Франковской области в 30 м от пролегающего рядом магистрального газопровода «Богородчаны — Долина» произошел взрыв. Прокуратура также квалифицировала аварию как теракт, а силовики еще тогда пообещали усилить охрану газопроводов.
Газопровод суперстар
Газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород» является составной частью украинской газотранспортной системы, в которую входят также газопроводы «Прогресс» и «Союз». Все они были построены более 20 лет назад. По мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, поскольку оператор украинской ГТС, компания «Укртрансгаз», периодически проводит работы по замене линейной части газопроводов, их состояние находится в довольно приемлемом состоянии. Однако именно «Уренгой — Помары — Ужгород» является самым проблемным. «На этом газопроводе в 2010 г. произошли 2 аварии, аналогичные той, что случилась в Полтавской области. Причина — коррозия газопровода из‑за агрессивной среды», — вспоминает эксперт.
По словам Марунича, из всех труб, которые подлежат замене на магистральных газопроводах страны, большая часть относится именно к «Уренгой — Помары — Ужгород». Газопровод был построен еще в 1983 г. и нуждается в ремонте более остальных. Только за последний год Кабмин утвердил 2 проекта по его модернизации: в январе 2014 г. — участка длиной 19 км стоимостью 477,4 млн грн, а в сентябре прошлого года — участка 10 км стоимостью 187,1 млн грн. Именно модернизация газопровода «Уренгой —Помары — Ужгород» должна была стать первым этапом коренной модернизации украинской ГТС, план которой был обнародован правительством еще летом 2011 г.
Вялотекущая модернизация
О необходимости модернизации и ремонта своей ГТС украинские власти говорят уже много лет. Еще президент Леонид Кучма инициировал трехсторонний консорциум с участием Украины, России и ЕС, который должен был заниматься модернизацией и эксплуатацией газопроводов в стране. С тех пор сменились 3 президента, однако проблема повышения надежности газопроводов так и осталась нерешенной. В 2011 г. был озвучен очередной проект реконструкции газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород», который предусматривал инвестиции в объеме $ 519 млн. Однако, как отметил Дмитрий Марунич, этот проект так и не стартовал, поскольку Украина не возобновила сотрудничество с Международным валютным фондом и не провела реструктуризацию «Нафтогазу України». К слову, эта реструктуризация не проведена и по сей день.
Теперь деньги будет привлечь намного проблематичнее. Ранее партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин отмечал в беседе с «Капиталом», что финансовое положение «Нафтогазу» и «Укртрансгаза» сейчас не самое лучшее для привлечения финансирования. «Чтобы компенсировать вложенные инвестиции, необходима стабилизация финансового состояния «Нафтогазу» и «Укртрансгаза». В нынешних условиях я не знаю компанию, которая бы решилась на вложения в модернизацию ГТС», — отметил он.
Сколько денег?
Но стоимость модернизации ГТС, которая ранее озвучивалась несколько раз, уже может быть неактуальной, поскольку эта цифра должна быть жестко привязана к объемам транзита: чем меньше объем транзитного газа, тем меньше выручка от услуг по транзиту и, соответственно, тем меньше шансов привлечь инвестиции в этот проект. Тем временем российский «Газпром» последовательно снижает объемы транзита газа через территорию Украины: если в 2013 г. транзит составил 86 млрд куб. м, то на 2014 г. «Газпром» подал заявку на прокачку 70 млрд куб. м.