Источником богатых клиентов для туроператоров стали Днепропетровск и Львов. Раньше дорогие туры покупали выходцы из Донбасса. «Произошли такие же изменения, как и в 2009 г.: одни потеряли бизнес или доходы от него, другие эмигрировали. В целом клиентская база поменялась за время нынешнего кризиса в стране приблизительно на 70 %», — поясняет управляющий партнер компании Zabugor.com Юлия Алексеева.
Экономия в моде
Нынешние отдыхающие беднее прошлогодних. «Если несколько лет назад VIP-туристы не особенно переживали за стоимость, то сейчас устанавливают рамки по бюджету», — говорит координатор общественной организации «Лига турагентств» Александр Белоус. В гривневом эквиваленте средний чек остался на уровне 2013 г. — 98‑100 тыс. грн на человека, а в валюте снизился соответственно девальвации.
По словам директора Центра туристической информации Владимира Царука, число премиум- и люкс-отдыхающих сократилось примерно на 30 %, что составляет около 5 % от общего потока выездного туризма.
Желая сэкономить, клиенты предпочитают выбирать отдых поближе к Украине, отмечает Алексеева. В частности, уточнила она, в этом году повышенным спросом пользуются Сардиния (Италия), Тенерифе (Испания) и Греция. Кроме того, вырос спрос на аренду яхт несколькими семьями на Средиземном море, в то время как раньше клиенты предпочитали покупать собственные яхты.
Во избежание потери украинских клиентов многие премиум-отели за границей идут на существенные скидки для них, чтобы такая публика постепенно привыкла к новым ценам, признает Алексеева. Эта практика показала свою успешность и в 2009 г. «В последнее время все чаще приходится слышать, чтобы отдыхающим подыскали тур подешевле, хотя я уверена: эти клиенты очень обеспечены и источник доходов не изменился, но они еще не успели морально привыкнуть к новым цифрам в гривне», — говорит она.
Ждем спокойствия
Устойчивого роста продаж премиум-туров не стоит ожидать до стабилизации ситуации на востоке Украины. «Высокопоставленные чиновники и депутаты сидят в недоумении — они привязаны к событиям в стране. Бизнесмены в условиях экономического кризиса стали экономить на отдыхе», — подтвердил Царук. «Когда закончат делить должности, может, тогда поедут, сейчас же многие из них не понимают, где будут работать [дальше]», — соглашается Чертков.
Восстановление начнется осенью, прогнозирует коммерческий директор туроператора «Винтаж» Владимир Пятницкий. Он объясняет это на примере своей компании — сейчас в основном идут заявки на туры на осень и ближе к Новому году, а со спросом на летние поездки отмечается затишье.
Спрос восстановится за счет донецких клиентов, надеются игроки рынка. «Многие из этих туристов переехали в Киев или за границу, —подчеркнул Царук. — Ситуация стабилизируется, и они вернутся на восток».