Производители алкоголя продолжают находить альтернативу Крыму на материке. Бахчисарайский винно-коньячный завод, крымское подразделение одного из крупнейших производителей алкоголя — компании «Олимп», перебирается на материк. Производство вин перенесут на мощности «Одессавинпрома» (торговые марки «Вина Гулиевых», «Французский бульвар»), сообщила «Капиталу» маркетинг-директор винно-коньячной группы компании «Олимп» Жанна Никитина. Она не уточнила планируемые объемы выпуска и сроков начала розлива. Коньяки под брендом «Бахчисарай» будут разливаться на другом специализированом предприятии, однако его названия в компании пока не раскрывают.
Устойчивый тренд
Бахчисарайский винно-коньячный завод — второй производитель алкоголя, переехавший на материк. Как ранее писал «Капитал», в апреле преемник Крымской водочной компании (КВК) — Eastern Beverage Trading (EBT) — начал розлив водки на мощностях «Олимпа» (завод PRIME в Харьковской области), арендовав линии. В середине июня EBT заключила контракт на розлив своей слабоалкогольной продукции под торговой маркой Longermixer с компанией Nemiroff. Теперь напитки разливаются не в Симферополе, а в Винницкой области. Сейчас компания ищет возможность сохранить позиции в сегменте вин.
КВК являлась официальным дистрибьютором вина под торговой маркой «Коктебель», арендуя бренд у производителя — феодосийского завода марочных вин и коньяков «Коктебель». Часть продукции «Коктебель», а именно коньяки, разливалась на Одесском коньячном заводе. Рассматривает вариант перебазирования крымских мощностей на материк и Первый национальный винодельческий холдинг (торговые марки «Инкерман» и «Таврия»). Причины такого решения в том, что, работая на территории аннексированного полуострова, производители не получают украинские акцизные марки и поставки предприятий в Украину и в Европу после исчерпания запасов вовсе могут прекратиться.
Условия работы в Украине для виноделов гораздо более привлекательные, чем в России, поскольку там акцизная нагрузка в 50 раз выше. Например, акцизы на крымские вина после аннексии выросли в 50 раз по сравнению с украинскими — до 500 руб. за л (около 170 грн за л). Для адаптации к российским нормам виноделам необходим переходной период — не менее полугода, а это может существенно ударить по компаниям. «Мы не намерены терять украинский рынок, поэтому если ситуация с правилами работы в Крыму не прояснится, будем искать мощности на материке», — сказал «Капиталу» совладелец «Инкермана» Валерий Шамотий.
Всего в Крыму работает 76 производителей алкоголя. Часть из них национализированы Россией: «Магарач», «Массандра», «Новый Свет». Однако далеко не все игроки готовы покинуть собственную сырьевую базу и активы на полуострове и перебазироваться на материк. Не каждому виноделу по силам также оплатить аренду мощностей — это могут позволить себе лишь холдинговые компании.
Алкогольная стагнация
Влиться на рынок материковой части винно-коньячному подразделению «Олимпа» будет непросто, считает генеральный директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» (АВВУ) Сергей Михайлечко.
Падение спроса привело к ужесточению конкуренции между импортом и отечественной винной продукцией. Учредитель исследовательской компании AlkoMarketReport Людмила Ожигова это объясняет тем, что импортные вина зачастую дешевле украинских и притесняют нацпроизводителей. I квартал винодельческая отрасль закончила с падением в 35 %, указал Михайлечко. По данным Государственной службы статистики, винодельческие компании произвели в январе-марте 2014 г. 1,96 млн дал вина, что на 22,1 % меньше прошлогоднего показателя за аналогичный период. Причина падения — сложности с поставками сырья во время противостояний в южных регионах.
Михайлечко считает, что сейчас винно-коньячная отрасль переживает определенный период реструктуризации, связанный с возможным уходом из Украины части крымских компаний. Эксперт прогнозирует активизацию предприятий Одесской, Николаевской, Херсонской и Закарпатской областей. Материковые виноделы, по словам директора АВВУ, не смогут в полной мере восполнить потери от аннексии полуострова и ухода некоторых крымских производителей, что повлечет падение рынка.