Компания «Нова Пошта» планирует выйти на рынок международных отправлений. Об этом «Капиталу» сообщил директор по развитию компании Сергей Коваленко. «Мы уже получили лицензию, сейчас налаживаем операционные процессы, чтобы уже к осени наши клиенты получили возможность оправлять посылки за рубеж и получать грузы из‑за границы», — рассказал он.
Логичный шаг
«Нова Пошта» работает на украинском почтовом рынке уже 13 лет. Компания была зарегистрирована в 2001 г. в Полтаве. Ее учредители — Вячеслав Климов, Владимир Поперешнюк и Анна Поперешнюк. За время работы компания открыла около 1,5 тыс. почтовых отделений по всей Украине. Ее отделения представлены в более чем 600 городах страны.
Согласно исследованию «Украинской ассоциации директ маркетинга» (УАДМ) и холдинга Factum Group, в прошлом году «Нова Пошта» заняла 20 % (в денежном выражении) рынка внутренних отправлений по Украине, общий объем которого составил 2,8 млрд грн
По словам Коваленко, предприятие планирует наладить сотрудничество с теми странами, которые пользуются у украинцев самым большим спросом, — это США, Китай, Польша, Турция. Директор по маркетингу компании Ирина Холод уточнила, что в первую очередь «Нова Пошта» держит курс на европейские государства. «Первыми направлениям станут Польша и Чехия, возможно, также Румыния и Молдова» — отметила она, добавив, что параллельно будут вестись операционные процессы и с другими странами.
Интернет как стимул
Желание развивать международное направление в «Новій Пошті» объясняют ростом электронной коммерции в Украине, а также с желанием граждан совершать покупки в иностранных интернет-магазинах. По данным исследования компании Gfk Ukraine, в 2013 г. 26 % украинских интернет-пользователей отоваривались через интернет за рубежом. В пятерку самых популярных онлайн-магазинов вошли американский eBay.com, китайские Aliexpress.com и Taobao.com, а также американские Amazon.com и 6pm.com (магазин одежды, принадлежащий ресурсу Zappos.com).
60 % международных почтовых отправлений потерял рынок в связи с экономической и политической ситуацией в стране
Ежегодное количество посылок из‑за рубежа (официальные и неофициальные поставки) составляет порядка 30‑40 млн шт, говорит экс-заместитель генерального директора «Укрпошти» Геннадий Вовк. По его мнению, «Нова Пошта» может занять значительную долю этого рынка, вплоть до 25‑30 %. «Качество доставки посылок теми игроками, которые сейчас присутствуют на рынке, немного хромает. Они не справляются с большими объемами, поэтому срок доставки посылки заказчику очень большой, что вызывает нарекания», — пояснил он.
Конкурент государству
В то же время директор по маркетингу «Нової Пошти» признается: маловероятно, что компании удастся достичь такого показателя в первый год работы. «Первыми нашими клиентами будут представители бизнеса, а с интернет-магазинами нужно будет еще налаживать сотрудничество. На это уйдет время», — указал менеджер.
Отметим, основные игроки в сфере трансграничных почтовых направлений — компании «Укрпошта», «Міст Експрес», FedEx, DHL и UPS. Лидером по доставке является государственное предприятие, на долю которого приходится почти 70 % рынка. Но втором месте компания «Міст Експрес». Ее руководитель Ростислав Кисиль позитивно оценивает выход «Нової Пошти» на международный уровень. «Чем больше конкурентов на рынке, тем лучше для клиента», — подчеркнул он, добавив, что в связи с экономической ситуацией в стране рынок международных отправлений все‑таки просел на 60 %.
По данным Госстата, в I квартале 2014 г. украинский рынок почтовых услуг составил 817 млн грн, что на 2 % меньше, чем за аналогичный период годом ранее. В 2013 г. украинские почтовые компании отправили 19,5 млн посылок.