Компания ДТЭК реализовывает программы корпоративной социальной ответственности с 2009 года. За это время инвестиции в проекты выросли в десятки раз и достигли 130 млн грн. Львиную долю средств, помимо сугубо социальных проектов в медицине и образовании, компания направляет на формирование бизнес-среды в малых городах, помогая общинам создавать и поддерживать агентства местного экономического развития. О специфике обучения предпринимателей в регионах рассказала руководитель департамента по устойчивому развитию ДТЭК Виктория Гриб.
— В каком формате реализуются программы корпоративной социальной ответственности компании ДТЭК?
— Основной формат, направленный на улучшение жизни людей на территориях присутствия компании, — это формат социального партнерства. Речь идет о партнерстве бизнеса с общинами городов, где у ДТЭК есть бизнес. Здесь у нас представлено пять направлений: здравоохранение, энергоэффективность, социальная инфраструктура, развитие бизнес-среды и повышение активности общин.
— Все эти направления предполагают сотрудничество с местными властями?
— И с властями, и с общинами. У ДТЭК есть координационный комитет по социальному партнерству — площадка для диалога между бизнесом, властью и обществом, где участвуют мэры городов. Также в каждом городе присутствия работают комитеты по созданию и реализации программ (стратегий) социального партнерства. В эти комитеты входят представители местных властей, активные граждане, представители общественных организаций и бизнеса. Такие комитеты есть в городах и районах, которые являются подписантами декларации социального партнерства. Это тридцать территорий присутствия.
— Как происходит отбор проектов?
— Изначально городом разрабатывается стратегия социального партнерства. Мы задаем модель, а потом совместно с общиной, местными властями и представителями бизнеса определяем, какие проблемы необходимо решать в первую очередь. Анализируем сильные и слабые стороны, возможности и риски, и уже после этого определяемся с проектами развития.
— Поддержка предпринимательства — приоритетная задача?
— Одна из основных. В Украине сложилась ситуация, когда налоговая нагрузка ложится в основном на крупный бизнес. В западных странах наоборот — эта миссия отведена малому и среднему предпринимательству. При любых потрясениях на рынках, вызванных, например, финансовым кризисом, крупный бизнес подвержен негативным явлениям. Следовательно, моноиндустриальные города, в которых есть только одно крупное предприятие, сразу же испытывают проблемы. В итоге страдает крупный бизнес — страдает город. Но если будет развиваться малый и средний бизнес, будет создана «подушка безопасности» для городов.
— Каким образом компания поддерживает развитие малого бизнеса в регионах?
— К сожалению, сегодня в стране практически нет институций, которые помогали бы развивать бизнес и улучшать предпринимательскую среду. В городах, где ДТЭК ведет бизнес, наша компания помогает развивать агентства местного экономического развития. При участии ДТЭК создано уже 14 таких агентств.
— Чем они занимаются?
— Основная цель агентств — помогать предпринимателям в развитии бизнеса. К примеру, ДТЭК предлагает обучающие программы для предпринимателей, предоставляет ресурсы фондам микрокредитования при агентствах местного экономического развития. Те, в свою очередь, проводят конкурсы среди предпринимателей, отбирая лучшие проекты. Обращаясь в агентство местного экономического развития, предприниматель может получить беспроцентный кредит. Хотя эти деньги и придется возвращать, сегодня получить подобный кредит могут далеко не все.
— Есть ли приоритеты при выдаче кредитов? Должен ли предприниматель быть связан с бизнесом ДТЭК?
— Агентства рассматривают лучшие заявки, реализация которых действительно может помочь развитию городов. Но у ДТЭК есть своя программа. Например, объявляя конкурс на закупку услуг и товаров, мы отдаем преимущество тем компаниям, которые открывают новые рабочие места непосредственно на территории присутствия компании.
— Желающих работать с ДТЭК на таких условиях в регионах достаточно?
— Мы столкнулись с тем, что сегодня не так много компаний, которые готовы приходить и открывать рабочие места даже при условии получения приоритета по закупкам. Часто бизнес небольших городов не имеет такого уровня качества товаров и услуг, который необходим ДТЭК, и далеко не все из них соответствуют нашим требованиям по ценам. Именно поэтому необходимы агентства местного экономического развития — они должны обучать бизнес не только основам предпринимательства, но и эффективности. Предприниматели не должны зависеть только от ДТЭК, они должны быть готовы к изменениям на рынке.
Но обучать нужно не только бизнес, но и работников горсоветов. Мы работаем с Федерацией канадских муниципалитетов по проекту местного экономического развития, а также с проектами USAID по совместному финансированию заявок на гранты, которые подают украинские города. Чиновников тоже необходимо учить, как участвовать в конкурсах, выигрывать гранты и реализовывать их.
— Всегда ли власти на местах поддерживают ваши инициативы?
— У нас уже четырехлетний опыт работы с местными властями. Они как никто другой видят, что программы социального партнерства работают. Например, когда казначейские службы замораживали средства муниципалитетов, проекты социального партнерства практически спасали города. Благодаря программам были ресурсы на проекты развития. Причем не просто на латание дорог и крыш, а на реализацию долгосрочных программ.
— Какие варианты развития городов, помимо создания агентств местного экономического развития, предлагает ДТЭК?
— Одним из механизмов формирования бизнес-среды является создание индустриальных парков. ДТЭК инициирует создание четырех таких площадок в Ровеньках и Свердловске (Луганская область), Павлограде (Днепропетровская область), Бурштыне (Ивано-Франковская область) и Каменке-Бугской (Львовская область). В Ровеньках и Свердловске мы работаем с компанией EY над разработкой концепции. Уже был проделан большой объем работы с земельными участками. Ситуация в Луганской области очень сложная, но есть надежда, что вскоре она стабилизируется. Сейчас как никогда важно поддержать жителей восточного региона. Мы рассчитываем, что индустриальный парк и инвесторы, которые туда придут, эту надежду дадут.
— Из каких отраслей и регионов вы ожидаете инвесторов?
— Мы заинтересованы в любых инвесторах. Прежде всего в тех, кто готов развивать территории и не рассчитывает на быструю прибыль. Направления бизнеса, которые будут в этих индустриальных парках, пока определяются на уровне концепции.
— Какие наиболее значимые с социальной точки зрения проекты были реализованы за последнее время?
— В медицине — это проект телемедицина. Его суть в поддержании телемедицинской сети, к которой мы помогли присоединить города нашего присутствия. На сегодняшний день они имеют возможность контактировать с украинскими и международными клиниками. К примеру, врачи в Бурштыне периодически выходят на связь с клиникой во Фрайбурге (Германия) и получают консультации немецких врачей. Под этот проект закупается телемедицинское и диагностическое оборудование. Для нас это долгосрочный некоммерческий проект, инвестиции в который составляют около 12 млн грн.
— Сколько составляет годовой бюджет компании на социальные проекты?
— В 2013 году наш объем социальных инвестиций составил 130 млн грн. Такой же объем средств заложен и на текущий год. Когда мы начинали реализацию программ пять лет назад, годовой лимит составлял 6 млн грн.
— Работая над социальными проектами, вы готовы применять опыт украинских компаний?
— Эффективный опыт всегда интересен. Например, над проектом телемедицины мы работаем совместно с компанией МТС. Они начинали проект, а мы его поддержали. Если для МТС этот проект в том числе и коммерческий, то для нас сугубо социальный. Мы смотрим также на международные компании, которые работают в Украине. К примеру, с компанией Microsoft мы проводим переговоры о возможности создания электронного учебника по энергоэффективности.
— Проводится ли постаудит выполнения проектов? Какие критерии результативности?
— Мы оцениваем соотношение вложенных средств, социального инвестирования и полученных результатов, насколько они положительно влияют на город и его на жителей. Анализируются также косвенные результаты. К примеру, по западным городам можно хорошо ощутить позитивные изменения. Там люди начинают понимать, что такое бизнес, интересуются, где и как взять кредиты и начать собственное дело. Результат уже и в том, что благодаря нашим программам были созданы малые фирмы, и они уже работают. Есть улучшения в школах и садиках, где были внедрены программы энергоэффективности.