Чтобы сохранить в сельской местности рабочую силу, «Астарта-Киев» восстанавливает инфраструктуру и пытается обеспечить доступк медицине и образованию местных жителей
Примерно треть сельских жителей хотели бы, чтобы их дети остались жить в родном селе. Это в 2011 г. показало социологическое исследование «Социально-экономическое состояние украинского села», проведенное Институтом Горшенина. С тех пор ситуация мало изменилась. Даже несмотря на то что агросектор — единственная отрасль, которая в последние годы демонстрирует неплохую динамику развития и в которой постоянно требуются работники, молодые специалисты не спешат ехать работать в село. Во многом причина — низкое качество, а иногда и полное отсутствие социальной инфраструктуры. О плохих дорогах, отсутствии доступа к медицине, нормальным школам и садикам, а также нехватке мест досуга говорят от 10 % до 50 % опрошенных.
«Есть очень четкая связь между инфраструктурой в селе и наличием там рабочей силы. Могу привести пример: в селе Степовое (Глобинский район, Полтавская обл.) закрыли школу и сельский клуб. И расположенное там наше подразделение через какое‑то время ощутило дефицит рабочих рук», — рассказывает директор по корпоративным коммуникациям компании «Астарта-Киев» Яна Кавушевская.
Поэтому работающие в селах крупные компании, чтобы удерживать там трудовые ресурсы, по мере сил восстанавливают и развивают местную инфраструктуру. В числе таких и «Астарта-Киев», ежегодно увеличивающая свои расходы на социальные проекты: в 2012 г. на них было потрачено 20,4 млн грн, а в 2013 г. — уже 24 млн грн.
В поисках способа
Крупный бизнес в сельской местности зачастую воспринимают как преемников колхозов и просят деньги на все: от освещения дороги до шин на машину сельсовета. И компании нередко соглашаются на эти траты, поддерживая лояльность своих арендодателей. «Долгое время мы занимались разными социальными проектами — тратили деньги на нужды селян и различные проекты. Но в какой‑то момент осознали: делаем много, а эффекта мало», — отметила Кавушевская. Прежде всего компания решила понять, что нужно ей и как этого добиться. И донести это до людей.
«Мы хотим поддержать инфраструктуру, чтобы живущие в селах люди могли получить доступ к нормальным услугам. Для нас это частично миссия — менять жизнь к лучшему. Если же говорить о практической стороне, то наши сотрудники живут здесь и мы заинтересованы, чтобы они здесь и оставались», — объясняет Кавушевская. И в 2009 г. компания запустила программу социального партнерства: сначала в Полтавской, Винницкой и Хмельницкой областях, а затем в Житомирской, Тернопольской и Харьковской.
Работая в 198 населенных пунктах, представители «Астарты-Киев» (в каждом из подразделений компании есть заместитель руководителя, занимающийся социальными вопросами) ежегодно подписывают договоры с представителями сельрады, решая, куда лучше в следующем году направить выделяемые компанией деньги. Размер дотаций высчитывается просто: количество гектар, арендуемых компанией на территории сельрады, умножается на 50 грн. И может весьма отличаться: если в некоторых селах «Астарта» арендует по 3 тыс. га, то в других — всего 200 га.
«Однако этими деньгами не ограничивается. Мы еще финансируем определенные целевые программы, которые идут отдельной строкой. Например, в одном из сел на газификацию выделено 900 тыс. грн, хотя мы арендуем там только 1,5 тыс. га», — подтвердила представитель компании. Но этот проект, равно как и другие целевые программы, осуществляется без участия общественности — куда и как пойдут деньги, решают только представители «Астарты». Договоры социального партнерства предполагают, что компания контролирует и советует, куда лучше направить деньги, но многое зависит от общины и того, как она видит свои нужды.
Добиваясь лояльности
«Сначала мы решили, что село само может найти, куда потратить деньги. Но поняли, что местные жители не знают, как это сделать эффективно. Например, они хотят починить забор, потому что он на виду, а не фельдшерско-акушерский пункт. Хотя в селе нередко вообще нет медпомощи. Мы учим их смотреть на перспективу, искать способы, как развивать регион», — рассказывает Кавушевская. По ее словам, в некоторых селах председатели настаивали, чтобы компания профинансировала строительство нового забора вокруг кладбища. Несмотря на то что за эти же деньги можно было отремонтировать садик или построить новые детские площадки. Приоритетные направления финансирования для «Астарты-Киев» — сельская медицина, образование, включая реконструкцию школ и детских садиков, а также поддержка инфраструктуры — строительство дорог, установка освещения и др. Очень важным направлением оказалось финансирование домов культуры и спортивных комплексов. «Мы долго думали над целесообразностью этих вложений, но потом поняли: это центр жизни села», — подчеркнула Кавушевская. Например, компания потратила около 700 тыс. грн на строительство спортивного комплекса в селе Пустовойтово, где была приобретена первая ферма, входящая в современную структуру «Астарты». Волейбольная площадка, поле для мини-футбола, большое футбольное поле, тренажеры под открытым небом и детская площадка стали для жителей села и окрестностей хорошим местом для времяпровождения. «У нас даже проводят праздники районного масштаба, потому что в райцентре Глобино нет такого комплекса», — сообщила заместитель директора ООО «ИПК Полтавазернопродукт» Ирина Коваленко. Наличие такого комплекса стало одним из аргументов при выборе места работы молодыми специалистами компании — в это село готовы ехать работать, потому что есть где провести время.
Однако, уточняют в компании, не всегда в селах готовы с пониманием воспринимать то, что «Астарта» сама выбирает направления финансирования. «Мы не поддерживаем церковь, потому что убеждены: это личное дело каждого. Но однажды пришлось сделать исключение: в одном из сел Западной Украины, где, кроме нас, земли арендует еще одна крупная компания, ее арендодатели не пускали в церковь наших сотрудников, аргументируя, что церковь финансировал их арендатор, а не мы», — рассказывает Кавушевская. Пришлось выделить деньги, чтобы уладить конфликт. Иногда приходится предоставлять средства не на программы развития, а на текущие нужды. К примеру, компания финансирует переоборудование кабинетов физики и химии в сельских школах, но в этом году выделила деньги на бензин для школьных автобусов, иначе учиться в этих кабинетах было бы просто некому.
Анализируя свои ошибки, компания постепенно учится убеждать селян, живущих на землях, входящ их в сферу ее интересов, тратить деньги на будущее. Например, сейчас село, ставшее местом околоцерковного конфликта, входит в число населенных пунктов, где реконструируются фельдшерско-акушерские пункты. «Мы покупаем тонометры, ленты для глюкометров, позволяющие выявить диабет на начальной стадии, вкладываем деньги в оказание первой помощи. Людям это очень важно, и они становятся намного лояльнее к компании», — подтверждает заместитель генерального директора по социальным вопросам ООО «Волочиск-Агро» Людмила Адамчук.
Лояльность местных жителей для сельхозпредприятия очень важна — от нее зависит, насколько охотно селяне будут перезаключать с ней контракты на аренду земли и сколько новых договоров удастся подписать. «Посчитать, как напрямую влияют наши соцпроекты на количество арендодателей, невозможно — мы не знаем, что бы было, если бы мы ими не занимались. Но могу сказать: от нас практически не уходят арендаторы. И когда мы организовывали новое подразделение в Хорольском районе, к нам пришло много новых», — отметила Кавушевская. По ее словам, компания сейчас оценивает работу по социологической модели Моне — количество населения, гендерное равноправие, средняя продолжительность жизни, экология, уровень образования. Через три года оценка будет произведена повторно, чтобы посмотреть, как изменились показатели. И тогда будет понятно, как КСО от «Астарта-Киев» влияет на жизнь людей. Если изначально компания заключала договоры на год, то сейчас планирует перейти к принятию трехлетних программ, чтобы они были по‑настоящему эффективными. Чтобы не вкладывать в клубы, если туда будет ходить только несколько десятков человек, или не реконструировать школы, которые потом объединят с другими.