Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) утвердила порядок действий в случае потери реестра акционеров. Документ принят с целью защиты прав владельцев именных ценных бумаг, не переведенных в бездокументарную форму, документы системы реестра которых при этом были утрачены, сообщила директор департамента регулирования депозитарной и клиринговой деятельности НКЦБФР Ирина Курочкина.
Как ранее сообщал «Капитал», в конце февраля из‑за пожара в Доме профсоюзов во время противостояний сгорели архивы Национального депозитария Украины (НДУ). «В ночь с 18 на 19 февраля в Доме профсоюзов произошел пожар. Мы арендовали там часть помещений, они тоже пострадали», — рассказывали в НДУ. В этих помещениях хранились реестры собственников ценных бумаг различных акционерных обществ. Количество утерянных реестров значительно и имеет критичную для рынка массу, что и послужило основанием для разработки специальной процедуры, говорит партнер Investor Relations Agency Оксана Параскева.
На пути к собственнику
Факт утраты реестра будет устанавливать суд по ходатайству эмитента или владельцев именных ценных бумаг. «То есть даже в случае бездействия эмитента акционеры могут сами инициировать эту процедуру», — подчеркнул адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Александр Выговский.
В случае признания реестра утерянным эмитент должен принять решение о восстановлении информации о собственниках именных ценных бумаг определенного выпуска и произвести все необходимые действия по восстановлению этой информации либо поручить это депучреждению.
Не позже чем через 10 дней с момента принятия решения о восстановлении реестра собственников эмитент обязан уведомить об этом НКЦБФР и отправить в НДУ запрос о предоставлении ему существующих у Центрального депозитария документов с информацией о разыскиваемых собственниках.
Владельцы ценных бумаг, информация о которых не попала в восстановленный реестр, по решению суда имеют право обратиться к эмитенту и депозитарному учреждению с просьбой учесть в системе депозитарного учета их право на бумаги
В свою очередь комиссия не позднее чем через 10 рабочих дней после получения от эмитента уведомления направляет ему последнюю полученную от профучастников фондового рынка информацию о владельцах крупных пакетов (10 % и более от уставного капитала) акций этого эмитента. Также НДУ в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса от эмитента обязан предоставить в электронном или бумажном виде копии учетных реестров собственников акций.
Если эмитент или уполномоченное депучреждение восстанавливает собственников 60 % акций компании и более, составляется акт об установлении перечня владельцев. Наличие у эмитента такого акта и сформированного перечня владельцев именных ценных бумаг является основанием для принятия им решения об обеспечении перевода именных ценных бумаг выпуска в бездокументарную форму. Если же в установленные сроки были восстановлены владельцы менее чем 60 % акций компании, эмитент продлевает срок для восстановления информации.
Использовать с умом
Генеральный директор компании по управлению активами «ТАСК-Инвест» Татьяна Жолнарская оценивает предложенный НКЦБФР механизм восстановления реестра как «достаточно громоздкий и требующий определенных временных и денежных затрат». «У эмитента может быть недостаточно ресурсов для проведения такой процедуры: всевозможные необходимые публикации, платежи, связанные с самой процедурой, в том числе оплата услуг НДУ, депозитарных учреждений и т. п. К сожалению, до рядовых акционеров таких акционерных обществ информация может и не дойти», — подчеркнула она.
Однако владельцы ценных бумаг выпуска, информация о которых не попала в восстановленный реестр, по решению суда имеют право обратиться к эмитенту и депозитарному учреждению, в котором владелец открыл счет, с просьбой учесть в системе депозитарного учета их права на ценные бумаги.
По мнению адвоката правовой группы «Павленко и Побережнюк» Виталия Бурдака, очень важно минимизировать риски злоупотребления со стороны мошенников. Ранее, по словам юристов, процедура восстановления реестра собственников часто применялась «недобросовестными людьми» для получения контроля над акционерным обществом.