Крупные аукционы в среднем ценовом сегменте, где эстимейты чаще всего составляют $ 1‑10 млн, проходят летом в Лондоне. 23 и 24 июня Sotheby’s и Christie’s продавали модернистов и импрессионистов, а 30 июня и 1 июля — послевоенное и современное искусство. Самые дорогие лоты они приберегают на весну и осень, а вот в межсезонье дают возможность коллекционерам купить работы тех же авторов, но по значительно более умеренным ценам.
Модернисты и импрессионисты
Торги в сегменте искусства конца XIX — первой половины ХХ веков стали очень удачными для дома Sotheby’s и принесли разочарование для Christie’s. Первому удалось продать 91,3 % представленных на вечернем аукционе лотов и заработать $ 209 млн. Второй же получил $ 147 млн, при том, что без покупателей остались главные топ-лоты — подборка скульптур сюрреалиста Альберто Джакометти.
Секрет успеха Sotheby’s — в правильно выбранных топ-лотах. Главным из них было полотно Клода Моне «Кувшинки». При эстимейте в $ 34,3‑51,5 млн оно было продано за $ 54,4 млн — дороже знаменитый импрессионист был продан на аукционе лишь однажды — в 2008 году его «Пруд с водяными лилиями» ушел за $ 80,3 млн. Произведения Моне пользуются спросом сейчас больше, чем когда‑либо. На рынок постоянно приходят новые коллекционеры из России, Китая и стран Латинской Америки, и для них имя Клода Моне является знаковым, а его произведения — понятными. В отличие от, например, абстрактных минималистских работ Пита Мондриана. Его «Композиция с красным, синим и серым» при эстимейте $ 22,3‑30,9 была продана за $ 26 млн, хотя от полотна такого высокого уровня все эксперты ожидали более внушительных результатов.
Не слишком удачные торги у Christie’s получились по нескольким причинам. Во-первых, большинство представленных лотов — произведения, которые аукционный дом пытался продать последние несколько месяцев, и каждый раз неудачно. Коллекционеры же ждут новинок, причем — по не слишком высоким ценам. Основную часть покупок они совершают весной и осенью — на торгах, где выставляются блокбастеры. А в межсезонье позволяют себе воздерживаться от приобретений, а часто и вовсе уезжают из Лондона. Не приняв во внимание эти нюансы, дом Christie’s совершил вторую ошибку: назначенные им эстимейты оказались слишком высокими. Скульптура «Рука» Альберто Джакометти не дотянула даже до нижнего эстимейта в $ 17 млн. А вот коллаж знаменитого немецкого модерниста Курта Швиттерса «Ja — Was? — Bild» с умеренным эстимейтом в $ 6,8‑10,2 млн ушел с молотка за $ 23,7 млн, установив новый рекорд на произведения этого автора.
Послевоенное искусство
Аукционному дому Sotheby’s удача сопутствовала и на торгах искусством второй половины ХХ — начала XXI веков: с выручкой $ 158,4 млн он практически догнал долгое время доминировавший в этом сегменте дом Christie’s (результат — $ 165 млн). Топ-лотами и на Sotheby’s, и на Christie’s значились полотна Фрэнсиса Бэкона и Питера Дойга. Первый лучше продался на Sotheby’s: здесь выставлялись сразу три работы мастера, причем одна из них — триптих «Три наброска к портрету Джорджа Дайера», похожий по манере на установивший в прошлом году рекорд, однако с умеренным эстимейтом $ 25,7‑34,3 млн. В итоге произведение было продано за $ 45,8. 55‑летний британец Дойг на Sotheby’s пользовался спросом, однако лучший результат показал на Christie’s. Реалистичная работа «Gasthof», проданная почти за $ 17 млн, установила новый рекорд на произведения художника. А самой громкой на Christie’s стала продажа «Моей кровати» 51‑летней британской художницы Трейси Эмин: при эстимейте в $ 1,3‑2 млн скандальная концептуальная инсталляция соратницы Дэмиена Херста по арт-группе «Молодые британские художники» ушла с молотка за $ 4,4 млн.
Однако главным спросом и на Sotheby’s, и на Christie’s пользовались не слишком дорогие молодые художники. К примеру, на Sotheby’s абстрактное полотно «F (Dann Lieber Nein)» дебютанта на больших торгах 33‑летнего немца Давида Островски со стартовой цены в $ 42,8 тыс. всего за минуту поднялось до финальной в $ 210 тыс. По версии британского аналитического сайта ArtRank, этот автор является одним из самых перспективных с точки зрения инвестиционной привлекательности.