О теснейшей связи между экономическими и политическими процессами наслышан каждый, кто мало-мальски интересуется происходящим в мире. Ярчайшей иллюстрацией подобных взаимосвязей в Украине являются события последних месяцев.
После прихода к власти новой команды, анонсировавшей масштабную помощь Украине со стороны Евросоюза, НАТО, Всемирного банка и Международного валютного фонда, постепенно становится ясно, что ожидания украинцев оказались существенно завышенными, а наши западные партнеры вовсе не спешат подменять собой нас в священном (для нас) деле спасения Украины.
Можно, разумеется, бодро рапортовать о том, что золотовалютные резервы Украины за май увеличились до $ 17,9 млрд — как это сделали в свое время Нацбанк и Минфин, вскользь упомянувшие, что увеличение стало возможным из‑за поступления более $3 млрд внешних заимствований. Можно сорвать бурную овацию, к которой присоединились и вчерашние заклятые оппоненты, утверждением, что «Крим був, є і буде українським» — как это сделал Президент Украины Петр Порошенко во время инаугурации.
Но манипулирование финансовой отчетностью (ведь можно было бы и скромно указать, что «объем внешних заимствований Украины возрос почти на $4 млрд», не так ли?) и бравурно-патриотическая риторика, сколь благородными мотивами она бы ни была обусловлена, ни на шаг не приближают нас к разрешению конфликта на востоке Украины, грозящего обрушить костяк тяжелой индустрии и основу металлургического и машиностроительного экспортного потенциала нашей страны.
Можно, конечно, вдохновляться прогнозами роста ВВП Украины в 2015 г., который министр Александр Шлапак определил в 1,7 %. Но было бы неплохо задаться вопросом: а как финансово-экономический блок Кабмина видит себе динамику ВВП в текущем году? И 1,7 % прироста в следующем рассчитаны с учетом экономических успехов Донецкой и Луганской областей? Или вместе с Крымом?
Никакие финансовые вливания со стороны западных партнеров не смогут возместить нам потери экономической структуры Донбасса. Недавние выборы в Европе показали, что маятник политических симпатий резко сместился в сторону евроскептиков. Потенциальные нахлебники Евросоюзу не нужны. Поддержка — скорее лишь моральная. Постоять перед камерой с проукраинским лозунгом — пожалуйста! Согласиться с тем, что объем налоговой нагрузки лично для индивидуума увеличится на 0,005 % «ради борющейся за европейское будущее Украины»? Нет уж, увольте!
Усомнившимся рекомендую возразить мне колоссальной цифрой финансовых пожертвований, собранных украинской диаспорой — посмеемся вместе. И это ведь люди, считающие себя этническими украинцами! Поверьте, хорваты и греки щедрее не будут.
Особенно «уютно» украинцы почувствуют себя после вступления в силу экономической части Договора об ассоциации с Евросоюзом. Заложенные в нем «подводные камни» в виде сроков перехода на европейские технологические стандарты (сосредоточенные в ст. 56 Договора и Приложения № 3 к Договору) описывались мною неоднократно. Украине нужно было не экспресс-подписание экономического блока Договора, а вдумчивое переосмысление и пересмотр наиболее проблемных положений.
При этом следует помнить, что под утратой Донбасса должно понимать не только переход предприятий под контроль «ДНР», «ЛНР» и т. д., механическое разрушение вследствие «ювелирно-высокоточных» артналётов или подрывов диверсионно-разведывательными группами неизвестной принадлежности, но и разрушение стойких экономических связей, обусловленных политическим противостоянием. Что толку в том, что завод производит великолепные трубы большого диаметра, если заказчик боится их оплатить и забрать? Если на магистралях можно запросто встретить банды мародеров, прикрывающихся брендом «ополчения Донбасса» или «спецбатальонов украинских патриотов»?
Очевидно, что во избежание экономического коллапса и гуманитарной катастрофы на востоке необходим безотлагательный поиск политического компромисса. Децентрализация управленческой инфраструктуры, закрепление официального статуса русского статуса, амнистия для участников самопровозглашенных «ополчений», обязательство украинских властей компенсировать утраты имущества мирного населения и, естественно, выплатить соответствующие суммы раненым и родственникам погибших, — немалая цена, но меньшее вряд ли является приемлемым для сохранения Донбасса в Украине и прекращения насилия в этом регионе.
Уж если Финляндия в свое время согласилась с тем, что Аландские острова пользуются исключительными правами самоуправления (к примеру, не производят налоговые отчисления в бюджет Финляндии, используют в качестве государственного один лишь шведский язык и не предоставляют рекрутов в армию Финляндии), то что мешает Украине взять пример с этой европейской страны?
«Париж стоит мессы»? Донбасс стоит примирения! Украина должна пройти трудный путь достижения и выполнения условий политического компромисса — иного пути для сохранения целостности государства нет.
Залпами «Града» раскол в сознании украинского общества не преодолеть. Это должен был понимать и. о. президента Александр Турчинов. Это должен понимать и легитимный президент Украины Петр Порошенко.