Мы стали свидетелями ожесточенной дискуссии о целесообразности использования финансовых векселей. Стороны пришли к взаимопониманию, что согласия ждать не стоит. Противники утверждают, что векселя вытеснят деньги и станут потенциально коррупционным механизмом. Сторонники уверены, что этот финансовый инструмент позволит упростить расчеты с бюджетом, улучшить возврат НДС. Предлагаю рассмотреть вопрос о векселях сквозь призму главной экономической проблемы.
Экономика Украины стагнирует. Спад длится третий квартал подряд. Одна из причин — слабые темпы прироста кредитования. За I квартал банки нарастили выдачу займов лишь на 1,93 %. Не стоит обвинять в этом ни кредиторов, ни заемщиков. Кредиты в Украине дорогие, но пассивы обходятся дорого и банкам. Большую часть в объеме кредитных ресурсов занимают средства клиентов и депозиты населения, а это «короткие» и дорогие деньги, соответственно. Потребительский спрос постепенно возвращается, хотя активным процесс станет не скоро. Но здесь кроется ловушка. Если параллельно на рынке не появится конкурентоспособная отечественная продукция, кредиты уйдут на покупку импортных товаров. А на украинскую промышленность такая активность позитивно не повлияет. К тому же эта ситуация чревата разгоном инфляции.
Вторая важная причина отсутствия роста ВВП — усугубление дефицита оборотных средств предприятий. Вообще в стране ощущается явный дефицит капитала. Мало активов, имеющих рыночную оценку. Еще меньше активов, имеющих рыночное обращение. При этом наиболее технологически и финансово развитые хозяйствующие субъекты мобилизацию и оборот капитала преимущественно осуществляют за пределами Украины, формируя так называемую офшорную модель финансовой системы.
Третья причина имеет концептуальный характер — действующая модель кредитно-денежной политики приводит к тому, что интенсивность денежного предложения в Украине зависит от состояния платежного баланса страны, а не от внутреннего спроса на гривню: ее предложение — функция от объема выкупа иностранной валюты на межбанковском рынке. Последние несколько лет конъюнктура международных товарных рынков не обеспечивает обильного денежного предложения через этот канал. Поэтому Украина столкнулась со сжатием денежного предложения, что способствует замедлению экономического роста. К тому же размер финансовой системы Украины едва превышает объем годового ВВП. В Великобритании финансовый сектор по своему объему равен семи годовым ВВП. Во Франции, Германии и Японии — шести. Почувствуйте разницу…
Что сделает компания, испытывающая денежный голод? Которая чувствует финансовую неустойчивость, например, вследствие того, что кредит уже взят, перекредитоваться не просто, а рынок расширяется не так, как хотелось бы? Вопрос о возможности повысить цены всегда будет стоять на повестке дня. И даже без растущих издержек (длительное время вместе со стагнацией промпроизводства наблюдается отсутствие роста цен, а порой и дефляция). Потому что наличие ликвидных активов — первое условие существования компании. К этому стоит добавить соображения о прямых издержках, которые несет фирма в случае кредитования, — о выплате процентов за кредит. Но важен не отдельный элемент, а вся система обстоятельств, которая определяет ценовое поведение фирмы. Если все чувствуют себя неуверенно и вынуждены пользоваться дорогими деньгами, то это стимулирует инфляцию.
Складывается интересная ситуация — недостаток денежной массы сдерживает развитие экономики, со временем может привести к росту цен, а избыток грозит инфляцией и девальвацией. Принимая во внимание отсутствие перспектив скорого восстановления экономик стран, являющихся основными торговыми партнерами Украины, необходимо оперативно искать и внедрять инструменты, которые смогут оживить экономическую динамику. Почему бы не попробовать в качестве безынфляционного средства стимулирования развития экономики финансовые и банковские векселя?
Предприятиям работа с векселями может дать возможность не отвлекать ресурсы из оборота. По задумке инициаторов, с помощью векселей можно наладить кредитование субъектов предпринимательской деятельности по низкой ставке. Вряд ли стоит отвергать предположение о том, что векселя смогут увеличить базу пассивов банков, при этом «удлинив» ее и, самое главное, удешевив. Хотя нужно отдавать отчет в том, что и проценты по депозитам могут снизиться.
Впрочем, вопрос состоит не только в количестве денег в экономике, но и в каналах и скорости их обращения. Если использование векселей позволит повысить скорость оборота платежных средств, то определенный импульс экономике этот финансовый инструмент дать способен. Но процесс обращения векселей обязательно должен находиться в качественном законодательном поле, предотвращающем манипуляции.
А то, что возможное введение векселей вызвало бурные споры, — вовсе неплохо. Как писал Лион Фейхтвангер, из утверждения и отрицания рождается истина.