Многие сферы государственных услуг, которые позиционируются как «бесплатные», по факту являются дорогими для граждан и весьма дорогими для государства. Одна из таких сфер — медицина. Пришло время исправлять ситуацию, начав реформирование организационно-финансовой модели государственной медицины.
Прежде всего, пациент должен оплачивать стоимость оказываемой ему услуги, а не взнос на содержание медучреждения. Это даст пациенту возможность понимать, за что он платит, а медучреждению — участвовать в конкуренции на рынке. Ключевой процесс — обслуживание населения — должен перестать финансироваться по старой модели из бюджета. Государство должно оплачивать индивидуально каждому человеку медицинские услуги, а не финансировать содержание больницы. При этом принцип ценообразования на медицинские услуги должен быть прозрачным и соответствующим международной практике — с учетом конкуренции и спроса. Из тарифов должны быть исключены затраты, не связанные напрямую или косвенно с оказанием услуг.
Еще одна проблема, которую необходимо решить, — штатное расписание не должно содержать огромное количество совместителей. Нужно категорически исключить практику, когда на 5 ставок штатного расписания физически работают 20 человек (каждый — на 0,25 ставки) лишь для того, чтобы дать им возможность принимать на территории больницы.
Внедрение малоинвазивных операций (с минимальным вмешательством в организм) поможет сократить период реабилитации. Благодаря этому значительно уменьшатся затраты на койко-дни и даже отпадет необходимость содержать целые корпуса больниц. В то же время использование медицинского программного обеспечения снизит логистические расходы (на бумагу и работу с документами), а также поднимет качество сервиса на современный, европейский уровень. Там, где есть необходимость управления очередью, требуется внедрить электронную систему расписания. Инвестиции в энергосбережение — сегодня неотъемлемый атрибут любой успешной организации, а с ростом тарифов выгода от этого мероприятия будет только расти.
Но самое важное — нельзя забывать о мотивации врачей. Себестоимость услуги должна включать достойную оплату труда медперсонала. Если врач честно получает за свою работу вознаграждение, он гораздо больше будет переживать за качество работы, уровень сервиса.
Это все только небольшая часть глубинных проблем государственной медицины. Главное, чтобы общество созрело для того, чтобы начать их решать, а не упивалось утопической идеей о бесплатной медицине.