В пятницу в Брюсселе прошли трехсторонние переговоры между Евросоюзом, Украиной и Россией по поводу имплементации Соглашения об ассоциации (СА) Украины с ЕС. Речь шла о потенциальных рисках применения СА для торговли между сторонами, сообщил журналистам по окончании консультаций министр иностранных дел Украины Павел Климкин. В итоговом совместном заявлении участники переговоров подчеркнули, что СА должно принести преимущества для всех сторон. Однако на практике трехсторонняя встреча успеха не принесла. В тот же день Москва объявила о введении торговых ограничений, которые, в отличие предыдущих, затронут не только напрямую торговлю между Украиной и РФ, но и косвенно — через Евросоюз.
Сообразили на троих
В день переговоров Россельхознадзор заявил, что уже со следующего понедельника — 21 июля — вводит новый, более жесткий, порядок ввоза продукции животноводства, следующей транзитом через ЕС. «Подлежащая ветеринарному контролю продукция, выработанная предприятиями третьих стран и следующая транзитом через ЕС, должна поставляться только в транспортных средствах и контейнерах, опломбированных в стране-экспортере (причем пломба не должна вскрываться в странах ЕС). Груз должен сопровождаться оригиналом ветеринарного сертификата страны происхождения продукции», — отмечается в сообщении ведомства. Ранее подобная мера действовала только в отношении продукции, следующей транзитом через Литву. Официально она направлена на то, чтобы предотвратить занос возбудителей заразных болезней животных и ввоз не соответствующей требованиям безопасности продукции животного происхождения.
Однако в действительности нововведение Россельхознадзора стало логическим продолжением ужесточения Москвой условий экспорта товаров непосредственно из Украины в РФ. Оно ограничит возможности реэкспорта через ЕС товаров, ввоз большинства из которых напрямую из Украины в РФ уже затруднен. Так, еще в середине июня Россельхознадзор сократил до двух число пунктов пропуска и складов временного хранения для продукции животноводства, поставляемой непосредственно из Украины. Служба объяснила это участившимися случаями выявления недопустимого уровня концентрации антибиотиков, прежде всего в молочной продукции, а также стремлением противодействовать контрабандному ввозу мясной продукции. Затем с 30 июня Россельхознадзор начал требовать дополнительные документы для ввоза из Украины продукции, содержащей сырье животного происхождения. А с 4 июля Роспотребнадзор ввел запрет на поставку молока и молочной продукции, произведенной на семи предприятиях «Милкиленд-Украина», в дополнение к аналогичному эмбарго на импорт продукции ряда предприятий «Молочный альянс» и «Альмира», действующему с апреля.
В целом для украинской экономики эти санкции не создадут значительной проблемы — доля продукции животноводства в экспорте Украины в РФ в 2013 г. составила всего 3,7 %. Но для производящих ее отечественных компаний такое всестороннее блокирование доступа на российский рынок будет болезненным. В прошлом году на РФ пришлось 93 % всего украинского экспорта свинины, 87 % — сыров, 74 % — мяса крупного рогатого скота, 74 % — сливочного масла, 31 % — мяса птицы.
Тет-а-тет
Ограничения на украинский экспорт и реэкспорт через ЕС украинской продукции в РФ могут со временем охватить не только продукцию животноводства. 1 июля глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова заявила, что у российской санитарной службы появились новые претензии к качеству украинской продукции, поступающей на их рынок. «Мы наблюдаем ухудшение качества продукции по целому ряду направлений и вынуждены констатировать: у нас увеличилось число негативных находок по сырам, молочной продукции, овощным консервам», — сказала она. Также в зону внимания Роспотребнадзора попала масложировая, кондитерская, соковая и алкогольная продукция, рыбные продукты и колбасные изделия.
Кроме использования нетарифных барьеров, Москва также угрожает Украине повышением импортных пошлин для всего украинского экспорта, который сейчас в рамках преференциального режима зоны свободной торовли (ЗСТ) в СНГ облагается нулевыми пошлинами. Договор о ЗСТ в СНГ позволяет вводить внутри зоны свободной торговли ненулевые ставки пошлин для тех стран-участниц, которые заключили договор о ЗСТ с другими государствами. Использовать этот механизм можно, если ЗСТ страны-участника (Украины) с третьей страной (ЕС) ведет к существенному росту импорта через «пересечение» зон свободной торговли в СНГ. В пятницу министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев снова не преминул напомнить Киеву о такой возможности.
Ожидать, что Москва сбавит обороты с введением санкций против Украины, пока не стоит. Второй раунд трехсторонних консультаций относительно СА, который мог бы обеспечить прогресс в этом направлении, назначен лишь на 12 сентября. Правда, переговоры даже через два месяца — наиболее быстрый вариант решения торгового конфликта с РФ, который есть в распоряжении Киева. Как ранее писал «Капитал», оспорить санкции Киев мог бы и через Всемирную торговую организацию, поскольку и Россия, и Украина, и ЕС являются ее членами. «Украина может сформировать жалобу касательно применения со стороны РФ нетарифных ограничений и направить ее в Dispute Settlement Body (DSB) при ВТО», — говорит директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Однако процесс разрешения конфликта с использованием DSB в качестве арбитра может занять до полутора лет, включая апелляцию. Год и два месяца также займет попытка оспорить повышение пошлин в рамках ЗСТ в СНГ.