КПМГ в Украине в партнерстве с Профессиональной ассоциацией корпоративного управления и при поддержке Investor Relations Agency провело свое первое исследование системы корпоративного управления в украинских компаниях
Исследование проводилось осенью 2013 года. Результаты этого исследования представляют консолидированный опыт применения инструментария корпоративного управления. Причем 74 % респондентов представляли компании, не имеющие листинга на фондовых биржах. В новых условиях ведения бизнеса тенденции, наметившиеся во взаимоотношениях акционеров и руководства компаниями, внутренними и внешними заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), заслуживают особого внимания и изучения.
Респонденты исследования представляли 13 отраслей экономики, что позволяет говорить о высоком уровне его репрезентативности. Должностные позиции опрошенных в своих компаниях также отражают широкую выборку: от сотрудника подразделения корпоративного управления до члена наблюдательного совета, от корпоративного секретаря до корпоративного директора.
Конкурентным преимуществом корпоративное управление считают 100 % респондентов, что позволяет говорить о том, что компании видят корпоративное управление частью стратегии развития и будут продолжать инвестировать в повышение качества этих систем.
Результаты исследования показывают, что системы корпоративного управления в украинских компаниях начали внедрять более восьми лет назад (у 5 % респондентов). Но только за последние четыре года число компаний, которые стали применять инструменты корпоративного управления, возросло в девять раз по сравнению с исходным количеством. Такой эффект можно объяснить отчасти принятием основного законодательного акта в сфере корпоративного управления — закона «Об акционерных обществах». Украинские компании пока не могут похвастаться высоким уровнем зрелости систем корпоративного управления. В то же время 80 % респондентов отмечают факт ее внедрения и продолжающуюся работу по ее совершенствованию.
Более половины украинских компаний, принявших участие в опросе, имеют либо специальное подразделение (службу, отдел, управление), занимающееся вопросами корпоративного управления, либо корпоративного секретаря / корпоративного директора. При этом 80 % респондентов считают необходимым введение должности корпоративного секретаря в акционерных обществах в Украине (на момент проведения исследования только 21 % респондентов сообщили о наличии в их компании позиции корпоративного секретаря). Такие результаты свидетельствуют о росте значимости структур, призванных обеспечивать высокое качество корпоративного управления. На данном этапе развития систем корпоративного управления отмечается высокий уровень разнородности инфраструктуры и допущение совмещения функционала различными структурными единицами.
Интересно, что законодательные требования в сфере корпоративного управления для респондентов не являются мотивирующим фактором. Одними из ключевых задач, которые призвано решать корпоративное управление, по мнению респондентов, являются стратегическое планирование и управление рисками. А основными мотивами внедрения корпоративного управления являются обеспечение интересов стейкхолдеров (25 %) и сохранности активов (30 %), уход от ручного управления (30 %), построение системы управления рисками (40 %), стремление собственников к прозрачности (45 %) и приверженность лучшим практикам (45 %).
Основные сферы влияния органов корпоративного управления
Респонденты считают, что корпоративное управление в их компаниях выполняет прежде всего функции обеспечения интересов акционеров (85 %) и раскрытия информации (75 %). Контроль крупных сделок и сделок со связанными лицами отметили 65 % опрошенных, об устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности упомянули 55 % респондентов. К основным сферам влияния корпоративного управления половина опрошенных отнесли оптимизацию бизнес-процессов, еще половина назвали внутренний контроль и аудит.
Дополнительный эффект от применения принципов корпоративного управления особенно важен в экономике нового типа («экономике эмоций», «экономике впечатлений») — его может принести коммуникационная составляющая, применяемая в построении отношений со стейкхолдерами. Работа с информацией должна перейти с уровня просто раскрытия на уровень стратегии, способствующей разрешению и предотвращению кризисных ситуаций, на уровень управления ожиданиями заинтересованных сторон, особенно акционеров и инвесторов.
Однако лишь 35 % респондентов считают функцию взаимоотношений с инвесторами частью системы корпоративного управления. Соответственно, создание в компании специального подразделения по связям с инвесторами поддерживают 40 % опрошенных. При этом 85 % респондентов считают возможным делегирование функций по коммуникациям с инвесторами корпоративному секретарю компании.
Эта тенденция связана скорее с тем, что для большинства украинских компаний характерна высокая концентрация собственности, что обычно требует меньших вложений в построение взаимоотношений с инвесторами.
Управление рисками
Несмотря на высокую значимость управления рисками в компании, только у 50 % компаний респондентов есть элементы управления рисками. В 15 % компаний респондентов никаких элементов управления рисками не используется. Недооценка этого фактора обусловила неготовность большинства украинских компаний противостоять потрясениям в Украине. Управление рисками, наряду со стратегическим планированием, является одной из ключевых задач, которую призвана решать система корпоративного управления и, с нашей точки зрения, становится одной из областей повышенного внимания со стороны украинских компаний в будущем.
Коммуникации с акционерами и инвесторами, инструменты информирования акционеров и инвесторов
В 65 % компаний в качестве инструмента для коммуникаций с инвесторами используют специальные сайты (страницы на корпоративных сайтах).
Интересно, что вопреки устоявшемуся мнению, согласно данным опроса, в украинских компаниях добровольное раскрытие информации (50 %) превалирует над обязательным (30 %). При всего 5 % компаний, которые используют раскрытие информации через СМИ как основной инструмент информирования акционеров и инвесторов, 15 % респондентов сообщают о проведении встреч с финансовыми журналистами.
Независимые директора
В украинских компаниях пока не стало распространенной практикой приглашение в состав советов директоров / наблюдательных советов независимых директоров (только 15 % респондентов подтвердили наличие такой должности в своих компаниях). Как показывает международный опыт, именно независимые директора часто обеспечивают независимый взгляд на ситуацию в компании и могут даже служить эффективным противовесом или «сдерживающим фактором» в случае конфликтов среди акционеров или иных стейкхолдеров. Респонденты исследования основными задачами для независимых директоров видят профессиональное / отраслевое консультирование, а также участие в разработке стратегических целей и планов. Однако только треть из них (33 %) относят к функционалу независимого директора осуществление дополнительного контроля.
Оценка систем корпоративного управления
Набор количественных и качественных показателей (KPI) для оценки деятельности органов корпоративного управления использует только четверть опрошенных компаний. В 40 % случаев менеджмент компаний довольствуется проведением самооценки без составления публичного отчета о ней и предпринимаемом комплексе мер по ее результатам. Только в 15 % компаний осуществляют внешнюю экспертную оценку.
Законодательное регулирование систем корпоративного управления
Большинство опрошенных респондентов считают необходимым внесение изменений в законодательные акты Украины, которые будут обеспечивать интересы акционеров. Респонденты отмечают необходимость повышения управляемости компании при снижении издержек на управление (85 % опрошенных считают необходимым введение процедуры сквиз-аут), а также повышения ответственности менеджмента компании перед акционерами (65 % опрошенных выступают за введение института производного иска). При этом следует детально анализировать существующий международный опыт в этих областях, не имплементируя его механически.
В целом исследование системы корпоративного управления, проведенное КПМГ в Украине, позволяет говорить о развенчании сложившихся мифов о ненужности корпоративного управления и о том, что украинских акционеров волнуют только операционные проблемы выживания, а не развития бизнеса и высокого качества управления.
Авторы исследования:
Наталья Хоружая, партнер КПМГ в Украине
Оксана Параскева, член правления Профессиональной ассоциации корпоративного управления
Александр Никишев, управляющий партнер Investor Relations Agency