Одесский припортовый завод (ОПЗ), который Кабмин безуспешно пытается приватизировать с 1993 г., в этом году снова выставлен на продажу. В минувший четверг глава Фонда госимущества Украины (ФГИУ) Дмитрий Парфененко заявил, что правительство оставило Одесский припортовый в списке 164 объектов, которые должны быть приватизированы в 2014 г. Он также сообщил, что в правительстве рассчитывают получить за предприятие не менее $ 600 млн, а в конкурсе на право прибрести актив примет участие три-четыре покупателя.
Не время продавать
Опрошенные «Капиталом» эксперты единогласны, что сейчас не самое лучшее время для продажи актива. И если она состоится, правительство рискует серьезно продешевить при сделке. Ожидаемая цена, указанная ФГИУ, явно занижена, считает заместитель председателя спецкомиссии по приватизации Верховной Рады Павел Ризаненко. «Я стремился бы выручить за ОПЗ не менее $ 800 млн, а никак не $ 600 млн, которые обнародовал ФГИУ», — сказал он изданию. Завод уникален, учитывая его расположение вблизи порта «Южный» и аммиакопровода, поэтому фонду стоило бы быть увереннее, делая анонс ожидаемой выручки от продажи завода, объяснил эксперт.
Плохое стечение обстоятельств
По мнению Ризаненко, будущую продажу ОПЗ портит неопределенность с ценой на газ в Украине, да и с перспективами его бесперебойной поставки. «На месте инвестора я бы задумался, стоит ли покупать завод, учитывая проблемы с газовыми поставками. Ведь этот объект весьма зависим от этого энергоносителя. В себестоимости его продукции газ занимает 70‑80 %», — указал он.
С ним согласен и руководитель информационной компании «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук. По его мнению, при удачной для данного бизнеса (производство аммиака и карбамида) цене газа на уровне $ 250 за тыс. куб. м Одесский припортовый ежегодно спокойно генерировал бы не менее $ 180 млн чистой прибыли. Но сейчас цена газа у ОПЗ значительно выше — более $ 400 за тыс. кубометров. А на внешних рынках наблюдается профицит удобрений, производимых ОПЗ, в первую очередь из‑за китайских поставок. «Совокупность мощностей по производству азотной группы удобрений по сравнению с фосфорной и калийной, по оценкам International Fertilizer Industry Association, является избыточной. Особенно с учетом нынешней конъюнктуры рынков, на что указывают последние сомнительные «успехи» украинских и российских производителей», — отмечает руководитель департамента риск-менеджмента компании Integrites Евгений Тимошенко.
$1,2 млрд минимальная цена, по которой можно продать ОПЗ при более-менее благоприятных обстоятельствах
Как результат — обесценивание удобрений, в частности карбамида, что отразилось и на итогах работы ОПЗ. «Если завод продадут в такое сложное для мировой экономики время, то за бесценок. А его покупатель в период улучшения ситуации сможет удачно перепродать актив», — предупреждает эксперт.
Сколько мог бы стоить ОПЗ
Указанная ФГИУ ожидаемая стоимость Одесского припортового практически эквивалентна обороту завода за 2013 г., указал Тимошенко. По его словам, в практике инвест-банкинга минимальными обычно являются мультипликаторы 2‑3 (в горячих отраслях — 10 и выше). Это значит, что на высоком рынке за предприятие могли бы выручить $ 1,2‑6 млрд. «В реальности такой завод с возможностью доступа к газу по объективной цене в объеме, достаточном для его постоянной загрузки не ниже 85 % (с учетом сезонности), может стоить несколько миллиардов долларов», — подтверждает Тимошенко. Также необходимо учитывать: ОПЗ уже много лет фиксирует чистый убыток, а в 2013 г. и вовсе продемонстрировал патовую убыточность, отмечает эксперт. «Это концептуально ставит под сомнение саму суть существования актива. К тому же инвестиции в Украину связаны с высокими рисками», — уточнил он. По этим причинам вряд ли конечная стоимость ОПЗ будет существенно отличаться от заявленной ФГИУ, полагает аналитик.
Влияние украинских претендентов
Интересно и то, что украинские кандидаты будут предпринимать попытки не допустить к аукциону иностранных конкурентов и попробуют сбить цену, отмечает Тимошенко. «Пул потенциальных участников аукциона невелик и в первых рядах его украинские бизнесмены. Они могут активно лоббировать низкую цену сделки и сложности в доступе для других участников», — говорит он. По мнению эксперта, потенциально завод интересен двум украинским бизнес-группам (Фирташ, Коломойский) и российским бизнесменам. «Однако россияне в силу текущей напряженности вряд ли будут допущены к торгам напрямую», — объясняет Тимошенко. Не исключил такое ограничение доступа и Парфененко. Заявки на участие в торгах могут подать также индусы, которые выкупают производимые ОПЗ удобрения, и китайцы, которые остро ощущают дефицит в ряде товаров и производственных мощностей, отмечают эксперты.