Слово «информатизация», появившееся еще в 1980‑х, в Украине вошло в моду лишь недавно. Когда наши чиновники поняли, что под это обобщающее понятие можно подвязать красивые схемы по освоению бюджетных средств.
Началось все летом 2010 г., когда под эгидой президента Украины создавались национальные проекты. Один из них — «Открытый мир» — программа по интернетизации 1,5 млн украинских школ на базе сети 4G. После года широкой рекламы проекта дома и за рубежом выяснилось, что под его воплощение нет ни свободного радиочастотного ресурса, ни инвесторов. На простой вопрос, зачем интернетизировать школы, когда почти в каждой из них и так есть доступ к интернету, руководитель «Открытого мира» Игорь Курус отвечал весьма неопределенно. Причем целых два года. Мол, ничего вы не смыслите. А дождавшись середины 2012 г., плюнул на школы с их интернетом и подался в депутаты. Но не взяли.
Курус — типичный пример псевдоинформатизатора страны.
Таких, как он, становится все больше. Например, председатель Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Владимир Семиноженко любит рассказывать на масштабных конференциях, как «корабли бороздят…». «Лучше бы он пел», — тихо подсмеиваются над ним участники мероприятий, находя в академике некое сходство с Иосифом Кобзоном.
Председатель Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Петр Яцук решил не отставать от коллег. В минувшем году к названию регулятора было добавлено заветное «…и информатизации». Нужно создать электронную систему взаимодействия госорганов — придумал Яцук. С этой целью в прошлом году он неоднократно собирал представителей министерств и ведомств на семинары, чтобы рассказать, что чиновники занимаются не тем, чем следует: вносят одни и те же данные об украинцах в похожие друг на друга базы.
Как только чиновники слышали о том, что часть штата после унификации баз данных нужно будет сократить, а IТ-бюджеты урезать, желание обсуждать информатизацию у них быстро улетучивалось. Зато Яцук сумел создать во благо информатизации целых два новых департамента в структуре регулятора, о функциях которых предпочитает умалчивать.
Народные депутаты тоже заметили, что информатизация — не только отличная площадка для организации ивентов с выступлениями перед общественностью, но и непаханое поле в законодательной сфере. В Верховной Раде VII созыва был создан отдельный комитет по информатизации и IТ. Его возглавил депутат от Партии регионов Валерий Омельченко, донецкий промышленник, никогда не имевший отношения к высоким технологиям.
Еще одно грандиозное новообразование — Совет по конкурентоспособности индустрии информационно-коммуникационных технологий. Его идеологами выступили государственные аналитики и эксперты, хоть каким-то образом связанные с IТ, но оставшиеся не у дел по тем или иным причинам. Цель объединения свежая и не затасканная — продвигать всеобъемлющую концепцию развития в Украине всех сфер с эпитетами «электронный», «инновационный», «мобильный» и пр. Концепцию мог бы с легкостью увенчать условный космический пункт — отправка в 2213 г. первого национального шаттла на Юпитер с первопоселенцами. Никто бы и не заметил. Да, видно, поскромничали.
Надо сказать, некоторым идеологам Совета по конкурентоспособности в прошлом году удалось провести через парламент законопроект о так называемом налоговом эксперименте — введении налоговых льгот для производителей программного обеспечения с целью вывода их бизнеса из тени. И все бы хорошо, да подвел Госстат. Когда депутаты-разработчики узнали, что по итогам 2012 г. темпы роста легального рынка софта только снизились, то сразу же начали искать виноватых статистиков. Мол, не все подсчитали и нас не послушали.
Чем еще будут заниматься информатизаторы, представить несложно. В Украине до сих пор не создано электронное правительство, не работает так называемое Единое окно для общения народа и бизнеса с властью в онлайн-режиме. Эти блага и Семиноженко, и Яцук, и Курус очень хотят для нас обязательно создать. Только делать это нужно не спеша — освоение космоса в моду еще не вошло.