«Майдан»
Режиссер: Сергей Лозница
Сергей Лозница начинал карьеру в кино с документалистики, затем снял два игровых фильма — «Счастье мое» и «В тумане», оба отметились на Каннском фестивале. Вернуться к документальному кино Лозницу заставили события в Украине: бросив все проекты, режиссер с 16 декабря в течение трех месяцев снимал происходящее на столичном Майдане Незалежности. Украинская премьера картины «Майдан» состоялась на Одесском кинофестивале, а 24 июля лента выходит в широкий прокат. Из отснятого материала Лозница смонтировал два с лишним часа длинных планов, сделанных статичной камерой. Монтаж — это единственный вид авторского вмешательства, который позволил себе режиссер. Вместо закадрового текста в фильме — лаконичные титры, фиксирующие даты и поясняющие происходящее, вместо саундтрека — звучащие со сцены Майдана речи и реплики попавших в кадр людей. Именно люди, выглядящие очень по‑разному и ведущие себя не всегда так, как подобает героям-революционерам, — главные действующие лица фильма. Рисуя портрет народа, Лозница меньше внимания уделяет хронологии событий. Но при этом парадоксальным образом создает настоящий исторический документ, без истерики показывающий, как выглядела революция на самом деле.
«Столетний старик, который вылез в окно и исчез»
Режиссер: Феликс Хернгрен
В ролях: Роберт Густафссон, Ивар Викландер
Шведский режиссер Феликс Хернгрен экранизировал европейский бестселлер прошлого года «Столетний старик, который вылез в окно и исчез» Йонаса Йонассона. У него получилась динамичная черная комедия абсурда, заставляющая смеяться над смертью и по‑новому взглянуть на историю ХХ века. Пока медсестра дома престарелых зажигает сто свечей на именинном торте, виновник торжества Аллан, бывший специалист по взрывчатке, сбегает из своей палаты через окно. На автостанции он случайно крадет чемодан с деньгами, и теперь за стариком охотится банда байкеров-наркоторговцев. Аллан ухитряется оторваться от погони и по дороге собирает вокруг себя забавную компанию (в ее состав входит, например, дрессированная слониха). Время от времени старик вспоминает прошлое, в котором он выпивал со Сталиным, Франко и Труменом, стоял у истоков создания ядерной бомбы и служил в КГБ и ЦРУ.
«Ида»
Режиссер: Павел Павликовский
В ролях: Агата Кулеша, Агата Тржебуховска
17‑летняя Анна с рождения воспитывалась в монастыре и теперь собирается принять обет. Однако за неделю до церемонии настоятельница сообщает девушке, что у нее обнаружилась тетка по имени Ванда, у которой нет семьи, зато есть успешная карьера по партийной линии (дело происходит в Польше начала 1960‑х) и проблемы с алкоголем. Она рассказывает племяннице, что девушку на самом деле зовут Ида Левенштайн, а ее родители погибли во время войны. Родственницы отправляются на поиски убийцы родителей Иды и их могил, а в пути заодно узнают много нового о себе самих. Живущий в Англии поляк Павликовский, хотя и строит свою неторопливую черно-белую драму вокруг еврейского вопроса, но на самом деле использует его как повод, чтобы рассказать историю о силе характера и о том, что судьба каждого человека — это его личный выбор.
«Еще один год»
Режиссер: Оксана Бычкова
В ролях: Алексей Филимонов, Надежда Лумпова
Российский режиссер с украинскими корнями Оксана Бычкова, известная лиричными трагикомедиями «Питер FM» и «Плюс один», экранизировала пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Написанный в конце 1970‑х мелодраматичный сюжет о том, как ревность, непонимание и неспособность проговорить проблемы способны разрушить отношения, Бычкова перенесла в современную Москву. Юные провинциалы пытаются устроиться в столице, и пока жене удается найти интересную работу, муж перебивается случайными заработками таксиста и злится из‑за собственной нереализованности. Благодаря глубоким диалогам и мастерской актерской игре «Еще один год» выглядит очень жизненно. А тонко подмеченные приметы времени превращают мелодраму с весьма предсказуемым сюжетом в добротную социальную драму.
«Человеческий капитал»
Режиссер: Паоло Вирдзи
В ролях: Валерия Бруни-Тедески, Фабрицио Бентивольо
Вечером накануне Рождества на пустынной дороге джип сбивает велосипедиста и, не останавливаясь, уезжает. С помощью такой завязки режиссер Паоло Вирдзи предупреждает зрителя, что ближайшие два часа ничего, кроме драмы, ждать не стоит. Впрочем, драма у него получилась психологически достоверной и интересно поданной. «Человеческий капитал» составлен из трех замысловато переплетенных между собой новелл. Дино, слишком доверчивый предприниматель, ввязывается в финансовую аферу и в итоге остается без денег и с беременной женой. Его дочь Серена поддерживает иллюзию отношений с сыном финансиста, которому Дино отдал деньги. Карла, жена финансиста, когда‑то оставила актерскую карьеру ради семьи, теперь она не слишком счастлива в браке и мечтает о собственном театре. Судьбы героев сплетаются в еще более тугой узел после инцидента с велосипедистом. Однако на самом деле фильм призван сообщить печальное известие: все в мире, даже человеческая жизнь, имеет денежную стоимость.