События нынешнего арт-сезона предсказуемо не смогли дотянуть до уровня предыдущего, апогеем которого стала Первая киевская биеннале современного искусства. Главное международное достижение Украины в этом году — национальный павильон на Венецианской биеннале, куда вошли работы одних из самых интересных молодых авторов Жанны Кадыровой, Николая Ридного и Гамлета Зиньковского. Пожалуй, впервые государство и арт-сообщество были единодушны с выбором кандидатов. Впрочем, основные процессы, которые идут в арт-среде, связаны не с такими знаковыми событиями, однако не менее важны для будущего визуального искусства в Украине — как современного, так и музейного.
Национальный музей vs «Мистецький Арсенал»
Деятельность этих двух ведущих отечественных культурных институций обнажила очевидную разность моделей их развития. Так, Нацмузей представил новаторскую аналитическую выставку из собственных фондов — срез украинского искусства второй половины ХХ века «Гонки со временем». Практически в то же время «Мистецький Арсенал» показал не менее масштабную выставку «Одесская школа», собранную из частных коллекций и мастерских художников, а также межмузейный проект «Велике i Величне» — хиты из коллекций 35 украинских музеев.
Эти проекты стали образцом смысловой и предметной борьбы разных типов культурных институтов, демонстрирующих, какими ресурсами для собственного развития и привлечения аудитории они обладают. Совершенно очевидно, что Нацмузей, всегда считавший свою коллекцию ключевым активом, в итоге проигрывает «Мистецькому Арсеналу», который доказал, что эффектные выставки можно делать, даже не имея собственного фонда. Главным активом такого музея новейшей модели становится не собственный контент, а просторная выставочная площадка в здании с историей. Если эта теория верна и коллекция перестала быть синонимом слова «музей», этот опыт можно повторить. А значит, появление новых, подобных «Мистецькому Арсеналу» площадок — дело времени.
Галереи: новое и обновленное
За год на карте Киева появилось всего несколько арт-пространств, но в условиях стагнации любая инициатива вдвойне заметна. Пожалуй, самым успешным галерейным проектом стала столичная Dymchuk Gallery одесского галериста и коллекционера Анатолия Дымчука. Всего за полгода она успела реализовать ряд проектов, включая выставки Олега Тистола и Александра Ройтбурда, а также масштабный проект «Одесская школа» в «Мистецькому Арсеналі». Кроме того, Дымчук планирует представлять украинских авторов на международных арт-ярмарках. Столь уверенный старт уже сейчас позволяет говорить о галерее как об одной из самых динамично развивающихся в столице.
Еще одно громкое событие сезона — увольнение всей команды арт-центра «М17» его владельцем Андреем Адамовским. Это кадровое решение — следствие резкой смены формата и вектора развития центра: теперь там проводят выставки салонного изобразительного искусства и коммерческие презентации. Новым арт-директором стала Елизавета Бельская, ранее занимавшая пост PR-менеджера киевского планетария.
Альтернатива галереям
Начало 2013 г. было отмечено появлением очень интересной альтернативной арт-площадки на Подоле. Андеграундное арт-пространство «Бактерия», возникшее усилиями самих художников без какой‑либо чиновничьей или галеристской поддержки, — результат острой потребности в разнообразии форм художественной жизни. Это не выставочное пространство в чистом виде, а скорее место притяжения киевских художников и их друзей. Кроме встреч и общения, здесь проходят выставки представителей набирающего силу направления «жлоб-арт» и членов художественного объединения «Воля або смерть». Чем станет «Бактерия» в будущем — покажет время, но уже сегодня это совершенно особая площадка в Киеве, запрос на которую, несомненно, существовал давно.