Генеральный директор «Датагруп» рассказал «Капиталу» и перспективах создания нового государственного оператора связи и перспективах отрасли.
Этой весной Вы озвучили свои предложения по реформированию отрасли связи. Было предложено 4 шага: разработка стратегии, реформирование госуправления и создание Министерства связи, смена состава НКРС и изменение принципов регуляторной политики. К Вам прислушались?
В тот день, когда государство начнет прислушиваться к бизнесу, я стану самым счастливым человеком. А если серьезно, то я бы сказал, что рынок услышали, только поняли по-своему. Начнем по порядку. Стратегия. Этим вопросом никто и не начинал заниматься. В Украине по-прежнему нет ни краткосрочной, ни долгосрочной стратегии развития отрасли. Её отсутствие привело к тем последствиям, которые мы наблюдаем ежечасно в стране.
Вы считаете, что отсутствие стратегии развития телекома стало причиной военных действий?
Да, это многовекторная проблема. Первая обозначила себя еще в начале этого года. Украина ведь в первую очередь проиграла войну информационно-коммуникационную. В 21 веке танки – это последний инструмент, который используют, когда другие аргументы уже исчерпаны.
Сегодня государство фактически не контролирует развитие информационной инфраструктуры, а значит, не может обеспечить полноценную работу органов государственной власти не только в повседневной жизни, но и в условиях чрезвычайного положения. Это привело к тому, что все системы связи разрознены и не взаимодействуют между собой.
В 2013 году, когда Украина закрыла сделку по продаже государственного оператора связи, она лишила себя сети специальной связи и возможности управлять ею. В первую очередь, что такое система спецсвязи – это управление телефонным, радио и телевизионным сигналами с возможностью их блокировки на необходимой территории; организация защищенных каналов связи для военных; система массового оповещения населения об опасности; единая служба спасения. Я вам не по наслышке могу рассказать в каких условиях сейчас разворачивается связь для военных и разведчиков. В такие моменты мне становится стыдно за свою страну.
Всё перечисленное выше является элементами стратегии развития телекоммуникационной отрасли, которой у нас нет.
Для решения этих вопросов все чаще говорят о необходимости создания нового государственного оператора связи. Как Вы относитесь к этой идее?
Такой ресурс однозначно нужен государству. Только этому должно предшествовать несколько процессов: актуализация нормативно-правовой базы, пересмотр регуляторной политики, создание органа исполнительной власти – Министерства связи. В ситуации полной неразберихи в госорганах даже новосозданный оператор связи не сможет продуктивно работать. Повторюсь, что рынку необходима единая стратегия развития информационно-коммуникационного пространства. С практической точки зрения отсутствие такой стратегии ведет к невозможности внедрения реальных реформ в стране, а также к потере человеческих жизней в Украине. Последнее как раз следствие отсутствия системы реагирования на чрезвычайные происшествия и оперативной их ликвидации.
В Украине разрушена система пропаганды и массовых коммуникаций государства с населением. Основой государственной информационной политики является телевидение. Если во всем мире ТВ сигнал организовывается через спутник, то Украина идет по своему только ей понятному пути. Спутниковая технология не привязана к географии, максимально безопасна и отказоустойчива. Да, об этом нужно было думать раньше и создавать свой стратегический технический ресурс.
Из-за прорех в государственном регулирования по ТВ и распространению контента, возможно не специально или из-за профессиональной неграмотности, сейчас от 3 до 5 млн домохозяйств в целом по стране пользуются услугами серых диллеров с условно бесплатным и бесконтрольным контентом. А единственная компания – оператор цифрового ТВ «Зеонбуд» находится в частных руках и опять-таки государство не имеет никакого влияния.
Руководство Концерна РРТ презентовало концепцию создания оператора связи на его технической базе. Такой сценарий реальный?
Начнем с того, что Концерн РРТ изжил сам себя и с технической, и с моральной точки зрения. Из чего состоит техническая база КРРТ? Телевизионные вышки с устаревшим оборудованием и километры радиорелейной связи? Эти ресурсы вряд ли можно использовать для нового оператора связи с теми целями и задачами, которые озвучивались. Сценарий может быть и реальный, только в данный период в страны нет ни времени, ни 3 млрд грн бюджетных денег. По моей оценке именно столько нужно, чтобы создать правильную техническую базу.
Очевидно, что отрасль связи находится в кризисе, тем не менее на высоком уровне начал решаться вопрос, который затягивался много лет. Наверное, все-таки есть шанс, что отрасль заработает полноценно?
Украина давно заслужила и достойна технологического развития, к этому готовы и операторы и абоненты. Но вот бывают события не к месту и не ко времени. Опять-таки это 3G в Украине делают через «Ж» (улыбается). Поймите, это точечное решение. Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения бизнеса. Любой проект начинается с формирования команды, которая делает SWOT и SMART анализы, формирует стратегию. Решение проблем в отрасли связи ничем отличается, просто масштабы, затраты и риски намного больше нежели в любом бизнесе.
Нет смысла проводить реформы ради реформы. В 21 веке в функционировании государства основное – это информационно-коммуникационные технологии. Практически все страны мира начали с того, что обновили, перестроили свою техническую базу, сделали информационно-телекоммуникационную платформу на базе которой проводили реформы.
Вы лично вошли бы в рабочую группу по реформированию отрасли? Чтобы посоветовали президенту?
В стране советов мы уже жили. Особенно сейчас советчиков вокруг Президента много. Жаль, что они недоговаривают ему о последствиях. Украине однозначно необходимо полное обновление власти, особенно Верховной Рады. Новая генерация людей, представители бизнеса мыслят иначе, они готовы и способны внедрять изменения. Президенту не нужны наши советы, ему нужна объективная и всестороння помощь.