Антимонопольный комитет не согласовал проект изменений к закону «О почтовой связи», разработанный в 2012 г. Министерством инфраструктуры Украины и государственным предприятием «Укрпошта». Об этом глава АМКУ Василий Цушко сообщил на прошедшем вчера круглом столе «О возможной монополизации рынка услуг почтовой связи».
По словам Цушко, принятие этого законопроекта создает все условия для монополизации рынка госпредприятием. Чиновник поддерживает частных игроков: введение лицензирования почтово-логистической деятельности, монополизации национальным оператором почтовых отправлений весом до 50 г (включая экспресс-доставку корреспонденции), а также права доступа к почтовым ящикам недопустимы. «Я не являюсь сторонником лицензирования почтовых услуг. Ситуацию нужно разрешить так, чтобы на рынке существовала честная конкуренция», — добавил он.
Как рассказала «Капиталу» директор департамента маркетинга «Нової пошти» (около 1100 почтовых представительств в Украине) Ирина Холод, сейчас стремительно развивается интернет-торговля (в 2012 г. объем рынка составил $ 1,5 млрд), но «Укрпошта» не может предоставить «адекватные» услуги в данном сегменте. Коммерческие компании не хотят работать с госпредприятием, так как оно доставляет посылки слишком медленно: в среднем на это уходит семь дней, а «Нова пошта» — в разы быстрее.
«Укрпошта» работает и в селах, а «частники» — только в городе, указывает генеральный директор почтового предприятия Оксана Плотникова. Она считает необходимым прописать в законе норму, чтобы все без исключения почтовики доставляли посылки в самые дальние точки регионов. С ее мнением согласился представитель АМКУ.
Президент Украинской Ассоциации директ-маркетинга Валентин Калашник отметил, что при таком сценарии госпредприятие должно допускать участников рынка к своей инфраструктуре. «Что у нас сегодня есть на почтовых отделениях в селе? Я вам скажу: продовольственные товары и газеты. Разве это почтовая связь?» — задает риторический вопрос директор юридичского департамента финансовой промышленной группы «Росан» Илона Коваль.
Она добавила, что во всех странах без исключения национальные почтовые операторы хорошо понимают, что стабильная работа почтовой инфраструктуры зависит от двух факторов: улучшения качества доставки и роста ее объемов. «Вместо того чтобы мотивировать крупных отправителей делать больше отправлений, «Укрпошта» делает сегодня все возможное, чтобы крупные отправители искали альтернативные каналы доставки, а также более активно переходили в электронные каналы коммуникации со своими клиентами и меньше пользовались самой почтой», — отметила она.
Оксана Плотникова управляет «Укрпоштою» чуть больше года (с марта 2012 г.). Ранее она была заместителем министра транспорта и позже — замминистра инфраструктуры. Участники рынка и госорганы пока не поддерживают реформы. Доходы от почтовой связи, согласно данным Госстата, в 2012 г. уменьшились на 5,5 % — до 3,3 млрд грн. Плотникова в конце 2012 г. прогнозировала, что доход предприятия должен увеличиться на 10 % — до 3,9 млрд грн, а прибыль — на 50 % до 39 млн грн.
«Оксана Николаевна очень амбициозная, но рынку это ничего не приносит, кроме беспокойств», — отметил один из участников рынка. Он считает, что работать Плотниковой осталось недолго. «Она не оправдала своего назначения. Трудно прогнозировать, сколько ей еще работать. Может, день, а может, полгода», — добавил «Капиталу» второй участник почтового рынка. В «Укрпошті» возможные кадровые изменения комментировать отказались.