Имение Симеиз Сергей Иванович Мальцов получил в наследство от отца, крупного промышленника, которого в тогдашней Российской империи называли хрустальным королем. Сохранилась красивая легенда, почему производитель хрусталя из Орловской губернии вдруг купил 30 десятин земли (почти 33 га. — «Капитал») на Южном берегу Крыма. Оказавшись в Симеизе, Мальцов-старший пошел купаться в море и потерял обручальное кольцо. Поиски ничего не дали, предприниматель долго не хотел уезжать, надеясь вернуть пропажу. Писатель Александр Грибоедов, путешествовавший вместе с ним, в шутку предложил расстроенному приятелю выход: купить эту землю вместе с пляжем, тогда, мол, кольцо останется собственностью.
Как бы там ни было, в 1828 году Иван Акимович действительно приобрел у подножия горы Кошки урочища Кокос и Ай-Панда. Высадил там виноградник из 85 тыс. лоз и построил винзавод — один из первых на Южном берегу Крыма. За последующие полтора десятилетия превратил имение в латифундию площадью 567 десятин (619 га. — «Капитал»), на которых устроил фруктовые сады. Так началось промышленное производство массандровских вин.
Мальцов-младший, вступив в наследство, начал с того, что построил в крымском имении… хрустальный дворец. На Орловщине заготовили лес, из которого в Симеизе собрали просторный господский дом. В оформлении интерьеров использовали много хрусталя. Изюминкой здания стали обширные остекленные галереи из металлических конструкций и стеклянная крыша.
При всем этом Сергея Ивановича нельзя было назвать чудаком. Это был солидный человек, директор Императорского училища правоведения, генерал-майор, а после выхода в отставку — крупный предприниматель и купец первой гильдии.
Генерал-фабрикант
Сергей Мальцов родился в 1810 году (для его матери Капитолины Вышеславцевой это был второй брак, а в первом она была супругой Василия Пушкина — родного дяди известного поэта). После окончания гимназии служил в кавалергардском полку и в 1834‑м был назначен адъютантом принца Петра Ольденбургского (внук Павла I. — «Капитал»). В 1847 году благодаря покровительству влиятельного шефа он уже получил чин полковника. Принял активное участие в создании Императорского училища правоведения — в частности, составил его устав и стал первым директором. Спустя два года 39‑летний генерал-майор Мальцов вышел в отставку и принял на себя управление 22 отцовскими предприятиями — хрустальной фабрикой, стекольными, свеклосахарными и железоделательными заводами.
В 1853 году предприниматель предложил правительству построить железную дорогу упрощенного типа от Екатеринослава (ныне Днепропетровск) в Крым. Проект отклонили. Другое предложение — проложить на полуострове сеть шоссейных дорог — также не нашло понимания. Вскоре началась Крымская война, и оказалось, что именно отсутствие железнодорожного сообщения тормозило быструю переброску на полуостров воинских частей и боеприпасов. В итоге Россия потерпела в Крыму поражение.
Все для бедных
Не получив госзаказов, Сергей Иванович полностью сосредоточился на модернизации фабрики в Гусь-Хрустальном, заложил новые стекольные и фаянсовые заводы. Занялся машиностроением — именно из цехов Мальцова вышли первые три сотни паровозов Российской империи. Первые грузовые и пассажирские пароходы, ходившие по Днепру и Десне, также произведены на предприятиях Мальцова. Как, впрочем, и первая в империи паровая машина для Киевского арсенала.
На своих заводах Сергей Иванович установил самые высокие в империи расценки за выработку продукции. Рабочий день на его предприятиях не превышал 10‑12 часов (у других собственников — 14‑16). На трудных работах длительность рабочего дня ограничил 8 часами.
60 тыс. рублей тратил Сергей Мальцов на благотворительность каждый год. На себя у него уходило 6 тыс. рублей
Для рабочих построил поселки с 3‑4‑комнатными коттеджами для каждой семьи. За хорошую работу освобождал людей от квартплаты. Топливо и медобслуживание для всех были бесплатными. В каждом поселке открылись школы на несколько сотен учеников — мальцовские рабочие были поголовно грамотными. А церкви, украшенные хрусталем с подложенной фольгой, считались восьмым чудом света. Сам Мальцов не пропускал ни одной праздничной службы и охотно пел в церковном хоре.
На средства промышленника содержались восемь больниц, были открыты две аптеки, а также техническое училище по обучению черчению, механике и химии. Сироты, вдовы и немощные получали пенсии и пособия. На благотворительность Сергей Иванович тратил ежегодно более 60 тыс. рублей, а на себя — всего 6 тыс. рублей в год.
Сумасшедший по приговору суда
Свою семью Мальцов приобщал к труду: сыновья сами закладывали себе экипажи, дочери доили коров. Он носил простую одежду и ездил в безрессорных экипажах подобно своим служащим. Такой образ жизни раздражал его жену Анастасию — урожденную княжну Урусову. Она забрала детей — трех сыновей и трех дочерей — и уехала из имения Дятьково, где находилось правление Мальцовского промышленно-торгового товарищества, в Петербург. Всю оставшуюся жизнь супруги жили врозь.
В 1874 году Сергей Иванович заключил выгодный контракт с Департаментом железных дорог на изготовление 150 паровозов и 3 тыс. вагонов. Вложил 2 млн рублей в сооружение мастерских, покупку в Европе машин, строительство печей Сименса для выплавки рессорной стали и оплату мастеров во главе с французскими инженерами.
Спустя шесть лет действие контракта завершилось. Новому руководству железнодорожного ведомства оказалось выгоднее закупать паровозы за рубежом. На складах Мальцова зависла готовая продукция на более чем 1,5 млн рублей. Спасая положение, Сергей Иванович заложил свои крымские имения, включая Симеиз.
В этот момент Анастасия Мальцова распустила в светских кругах слухи, что ее муж в глуши сошел с ума: «поет в мужицком хоре» и тратит «на этих мужиков» все деньги. Дело в том, что у Сергея Ивановича появилась женщина, и новая его женитьба грозила прежней супруге потерей колоссального наследства. Анастасия уговорила императрицу, свою близкую подругу, защитить ее «от спятившего мужа». И вот итог — в 1882 году суд признал Мальцова умалишенным.
А вскоре новое несчастье: взбесившаяся тройка лошадей перевернула экипаж, в котором ехал Сергей Иванович. Он получил тяжелую черепно-мозговую травму и несколько месяцев провел в больнице. А затем по совету врачей уехал лечиться за границу. За полгода его отсутствия жена добилась признания Сергея Ивановича недееспособным, лишив права собственности на промышленные предприятия.
У истоков курортной индустрии
Униженный и обиженный, Сергей Иванович удалился в Симеиз и стал развивать его как курорт. Открыл гостиницу на 20 номеров, а в парке поставил с десяток дачных домиков. Сдавал отдыхающим комнаты и в хрустальном дворце. Правда, романтический замок не у всех вызывал восторг. «Представьте себе, — делился впечатлениями курортник Владимир Чугин, — четырехугольный двухэтажный сарай, забранный вместо досок или кирпича стеклянными рамами… Все комнаты достаточной величины и высоты; стены не оштукатурены и большей частью не оклеены, а выкрашены или смазаны какою‑то серовато-грязною мазью, отчего во всех комнатах мрачный вид. Запах во всех комнатах характерный, очень неприятный». Впрочем, 23 апреля 1889 года дворец сгорел от нечаянно упавшей керосиновой лампы в комнате камердинера Ивана Лифляндцева.
Из всех крымских землевладельцев один лишь Мальцов занимался развитием курорта, поэтому его по праву можно считать основоположником курортной индустрии не только в Симеизе, но и в целом на полуострове. Умер он в своем крымском имении в декабре 1893 года. Тело перевезли в Дятьково и похоронили в фамильном склепе на кладбище при Преображенском храме.