Интеграция Украины в европейское пространство означает неизбежную и решительную реструктуризацию национальной промышленности. В данном контексте наиболее сложный и ответственный процесс предстоит сектору машиностроения, который остается во многом ориентированным на рынки стран СНГ. В частности, в 2013 г. лишь доля России в украинском экспорте машиностроительной продукции составила почти 52 %. Итак, что будем делать дальше?
Машиностроение Украины при вдумчивом рассмотрении впечатляет масштабами своего развития. У нас были сформированы огромные машиностроительные кластеры, многие из которых еще сохраняют международную конкурентоспособность. К таким, например, относятся энергетическое, железнодорожное, горно-шахтное машиностроение, производство самолетов и ракетной техники, военно-промышленный комплекс, как то: производство бронетехники, стрелкового оружия, систем ПВО и другие. В стране производят различное промышленное оборудование, автомобили и автобусы, сельскохозяйственную технику, авиационные и корабельные двигатели, всевозможные приборы. В выпуске этой продукции задействованы тысячи предприятий, на которых работает около 700 тыс. человек. И давайте поймем, что очень немногим странам мира присуща такая комплексность развития данной отрасли.
На сегодняшний день, конечно, очень многое потеряно, но не надо утверждать, что это потеряно навсегда. Есть несколько основных обстоятельств становления украинского машиностроения. Прежде всего это трудовые ресурсы: оптимальная плотность городского населения, его высокий уровень образования, инженерный и конструкторский талант. Важно также наличие электроэнергии и конструкционных материалов. Конечно, большую роль играл рынок СССР, который стремился к самодостаточности. Его сейчас нет, но набор остальных факторов остался, и задача состоит в том, чтобы их правильно задействовать уже в новой системе координат общеевропейских, а то и мировых машиностроительных кластеров.
При правильных шагах мы можем получить результат уже через два-три года. Как аргумент давайте посмотрим на возможности, открывающиеся в настоящее время для нашего машиностроения. Недавно подписано соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом — огромным граничащим с нами рынком машиностроительной продукции. В 2012 г. импорт продукции машиностроения в ЕС составил $ 1 800 млрд. Говорят, что нас там никто не ждет, но это очень сомнительное убеждение.
Украина обладает весомыми преимуществами для размещения здесь филиалов западных предприятий. О них мы уже говорили — прежде всего это недорогая и квалифицированная рабочая сила. Очень сильный аргумент! Так, среднемесячная зарплата на уровне € 200. Также это удобная логистика, учитывая географическую близость к рынкам ЕС и СНГ, морские порты, автомобильное и железнодорожное сообщение, обилие электроэнергии и конструкционных материалов. Похожие и даже более скромные возможности были эффективно использованы во многих странах. Посмотрите на Турцию. Имея соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом, Турция за период с 2001 по 2012 г. увеличила объемы экспорта продукции машиностроения в страны ЕС в 4,9 раза — до $ 21,6 млрд.
Использованию нами указанных преимуществ также будет способствовать одна очень интересная тенденция. В настоящее время началось смещение производств из Китая. Причина — увеличение производственных издержек, в первую очередь на рабочую силу. В КНР с 2002 по 2012 г. зарплаты возросли в среднем в четыре раза — с $ 0,6 до $ 2,4 в час. Вопрос: почему эти предприятия не могут переноситься в Украину? К нам лететь из ЕС час-два, здесь цивилизационно близкий народ, да еще талантливый в математике и инженерии, с нашей страной подписано Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли.
Конечно, можно себе представить, что кто‑то на Западе видит Украину как страну, производящую продовольствие и еще, возможно, занимающуюся перевозками. Это, мол, позволит зарабатывать средства, чтобы Украина была емким импортным рынком для машиностроения ЕС. Но не все там так думают, а главное — такая модель категорически неприемлема для нас самих. Кто произведет нам машины, необходимые для того же сельского хозяйства, транспортных перевозок, кто будет обновлять наше изношенное производственное оборудование в энергетике, металлургии, горно-шахтном деле и кто в итоге вооружит нашу армию? Почему мы сами с таким потенциалом не должны в этом участвовать? И еще: где мы займем 700 тыс. работников машиностроения и где украинский народ приложит свой врожденный инженерно-конструкторский гений? Неужели мы и дальше будем экспортировать талантливых людей вместо того, чтобы экспортировать товары? Вот такая высочайшая цена нашего машиностроения, которое мы не имеем права потерять.
Согласен, что машиностроение нужно спасать. К сожалению, масса проблем, требующих решения. Низкая зарплата работников, непосредственно занятых в производстве, с лихвой компенсируется огромным количеством ненужных работников. Отделы кадров, ответственные за все: электричество, газ, экология, инвалиды, бухгалтера, юристы, материально ответственные. Далее. Структура производства устарела. Здания и оборудование изношены и морально и физически. С кадрами беда. Ушли монстры. Молодежь вместе с компьютерами их заменить не может. Образование сегодня в машиностроении - мыльный пузырь. Преподаватели со степенями и званиями в третьем поколении не видели реального производства, сами недоучки и выпускают таких же. ПТУ и техникумы (простите, колледжи) это для времяпровождения. И все же перспективы есть. Была бы воля.