Бізнес

индикаторы

Замедление экономики на фоне сложных погодных условий ввергло украинцев в пессимизм. Бизнес, напротив, оптимистичен

Замедление экономики на фоне сложных погодных условий ввергло украинцев в пессимизм. Бизнес, напротив, оптимистичен
Основным фактором ухудшения индекса потребительских настроений эксперты GfK UKRAINE назвали падение у населения интереса делать крупные покупки
Фото: Алексей Солдунов

Начало весны 2013 г. показало сохранение тенденции к ухудшению потребительских настроений украинцев, свидетельствуют данные исследования, которое ежемесячно проводит международная исследовательская компания GfK Ukraine. Согласно ему, в марте по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских настроений (ИПН) украинцев снизился на 2,4 пункта и достиг отметки в 81,3. Таким образом, ИПН сохранил характерную для последних месяцев тенденцию — снижение третий месяц подряд — и вернулся на уровень июля 2012 г.

Компания рассчитывает ИПН на основании выборочного исследования украинских домашних хозяйств страны, для чего опрашивает тысячу человек в возрасте от 15 до 59 лет. Индекс является прогнозным индикатором, который отображает мнение домохозяйств о текущем состоянии экономики и собственного благополучия и позволяет прогнозировать возможные изменения потребительского спроса в будущем. Согласно выводам аналитиков компании, основная причина падения ИПН в марте — снижение сразу на 9 пунктов субиндекса целесообразности делать большие покупки. В марте он составил 75,7 пункта.

Возрастной пессимизм

Исследование показало, что ожидания украинцев ухудшились также относительно развития экономики на ближайшие пять лет. Кроме того, в будущем население ожидает повышения уровня безработицы и роста инфляции. На фоне такого пессимизма выделяются ожидания украинцев относительно возможной девальвации национальной валюты. Соответствующий субиндекс упал на 8,4 пункта — до значения 126,7. «Существенное уменьшение опасений девальвации также ограничило спрос на дорогие импортные товары», — отмечается в пресс-релизе GfK Ukraine.

А вот наибольшие пессимисты — граждане до 45 лет с доходом выше среднего, которые живут в больших городах, а также жители Западной Украины. «Заметное торможение экономики на фоне сложных погодных условий сделало украинцев более осторожными. В первую очередь это касается наиболее экономически активных слоев населения», — утверждают в GfK Ukraine. По словам аналитика Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя, еще один фактор, объясняющий пессимизм украинцев, — снижение темпов роста зарплат. «Если посмотреть на официальные данные, темпы роста заработной платы в этом году сократились с почти 15 % в прошлом году до 8 % в текущем», — отметил он в комментарии «Капиталу».

Экономика не в духе

Эксперты допускают: потребительские настроения украинцев продолжат ухудшаться. Старший экономист исследовательского центра «CASE Украина», старший консультант Киевской школы экономики Владимир Дубровский считает, что это произойдет в том числе из‑за ожидаемого в этом году замедления темпов развития украинской экономики. «Последний прогноз МВФ о нулевом росте украинской экономики в текущем году не прибавит гражданам оптимизма», — подчеркнул эксперт. По словам Александра Жолудя, в сегменте розничной торговли могут сократиться объемы продаж из‑за введения пошлин на импортные автомобили. Пока объемы розничной торговли остаются на достаточно высоком уровне. Согласно данным Госстата, в январе-марте оборот розничной торговли составил 185 млрд грн, что в сравнимых ценах на 13,4 % больше объема аналогичного периода 2012 г.

Примечательно, что прогнозы GfK расходятся с ожиданиями бизнеса. На прошлой неделе Национальный банк представил исследование «Деловые ожидания украинских предприятий» по итогам I кв. Было опрошено 1261 предприятие. Выяснилось: каждая четвертая компания надеется на улучшение своего «самочувствия» в ближайшие три месяца и каждая третья уверена, что оно наступит в течение следующего года.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама