Министерство финансов не смогло договориться с бизнесом относительно изменений в налоговом кодексе по усилению контроля за оборотом товаров иностранного производства. Как стало известно «Капиталу», на пятничном совещании по доработке проекта закона «О внесении изменений в статью 296 Налогового кодекса Украины» с участием представителей бизнеса и общественных организаций последние не приняли доводы государства, планировавшего обязать физических лиц — плательщиков единого налога I‑III групп с годовым оборотом выручки от 150 тыс. грн до 3 млн грн использовать при продаже импортных товаров кассовые аппараты. Также документ обязывал торговцев вести учет расходов и иметь копии таможенных деклараций. Эти требования должны были затронуть в первую очередь продавцов импортной одежды, ювелирных изделий, крупной бытовой техники, ноутбуков, планшетных компьютеров, мобильных телефонов, часов из драгметаллов, оружия, а также мебели, матрасов и подушек.
Законодательная лазейка
В настоящее время, согласно Таможенному кодексу, физические лица могут ввозить в страну товары общей стоимостью € 300 или € 1 тыс. (в зависимости от типа перевозки) без уплаты пошлины. В Минфине считают, что действующая норма создает условия для ввоза с коммерческой целью высоколиквидных товаров народного потребления, которые впоследствии реализуются без уплаты налогов. «Наличие в продаже незаконно ввезенных товаров делает экономически нецелесообразным легальный импорт, а потому не позволяет развивать дистрибьюторские сети», — говорится в пояснительной записке министерства. Этот законопроект уже выносился в марте на заседание Кабинета министров, однако был возвращен на доработку Минфину с замечаниями администрации президента, а также для проведения дополнительных консультаций с бизнесом.
В совещании в Министерстве финансов принимали участие представители Миндоходов, Госслужбы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця», Союза налоговых консультантов, Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий, Союза промышленников и предпринимателей и Ассоциации предприятий легкой промышленности. Только последняя настаивала на принятии правительственного документа в полном объеме. По словам исполнительного директора «Укрлегпрома» Татьяны Изовит, представители других организаций при рассмотрении законопроекта были неконструктивными. «Мы вынуждены работать в жестких условиях, в отличие от тех, кому позволено торговать контрабандой», — заявила она. Президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко отметил, что у бизнеса есть много замечаний по выполнению налоговых и таможенных процедур. «А ассоциация легкой промышленности заинтересована в том, чтобы по импорту не завозили вообще никаких товаров легкой промышленности», — добавил он.
Будущее документа
Минфин, согласно распоряжению премьер-министра Николая Азарова, уже в ближайшее время должен вынести доработанный вариант документа на заседание правительства. Правда, директор департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Николай Чмерук не смог сообщить «Капиталу» точные сроки завершения этой работы. «Мы будем дальше проводить консультации. Пока что у нас была только одна встреча, а вопрос сложный. Будем встречаться еще», — сказал Чмерук.
Член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики народный депутат Андрей Сенченко («Батьківщина») считает, что принятие закона приведет к сворачиванию мелкого бизнеса. Согласно данным Миндоходов, на начало 2013 г. в Украине работало 300 тыс. упрощенцев I группы, 721 тыс. — II группы и 350 тыс. — III группы. «Вопрос не столько в установке кассовых аппаратов, на которых настаивает министерство и каждый из которых стоит от 4 тыс. грн, сколько в необходимости передавать информацию о кассовых операциях на сервер Миндоходов. Эта норма действует с 1 января 2013 г.», — говорит зампредседателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан (УДАР). А это дополнительные затраты на бизнес, так как переложить их на потребителей вряд ли удастся — ведь цены уже давно диктуются рынком и потребителями. Конкурировать же с крупными сетями будет просто невозможно из‑за масштабов бизнеса.
Введение нормы об обязательном использовании кассовых аппаратов упрощенцами — не первая попытка правительства отрегулировать торговые операции. Ранее премьер-министр Николай Азаров указывал на необходимость введения кассовых аппаратов при расчетах в интернет-магазинах. Однако последние стали дробить бизнес, переоформляя его на нескольких упрощенцев, для которых использование кассовых аппаратов было необязательным. Если правительственный документ будет принят в нынешней редакции, это затронет более 100 тысяч предпринимателей, отметили на совещании.