Каждый второй (49 %) руководитель отечественных компаний заявляет об отсутствии разработанного плана действий на случай кризисной ситуации: 14 % менеджеров уверяют, что кризис никак не сказался на работе их предприятий, а 35 % привыкли импровизировать во время ухудшения ситуации, принимая антикризисные решения спонтанно. Четверть украинских работодателей имеют четкое видение по выводу своего бизнеса из кризисной ситуации, но пока не принимали решительных шагов по внедрению своей стратегии. И только один из пяти руководителей активно внедряет антикризисную программу в работу своего предприятия.
Таковы результаты исследования, проведенного в июле 2014 г. международным кадровым порталом «HeadHunter Украина». Информацией для анализа послужили итоги опроса около 450 работодателей и собственников компаний из разных регионов Украины, представляющие 11 профессиональных сфер. Цель исследования — оценить готовность украинских компаний бороться с последствиями политического и экономического кризиса, а также выявить наиболее распространенные среди отечественных бизнесменов антикризисные шаги.
По данным «HeadHunter Украина», наиболее ответственно к борьбе с кризисом подошли представители сферы гостиничного и ресторанного бизнеса, 44 % из которых уже активно внедряют в работу свою антикризисную стратегию. Тройку самых предусмотрительных отраслей в нашей стране дополнили также область финансовых услуг (банки, страховые компании), а также маркетинг, реклама, в которых 33 % собственников незамедлительно начали реализовывать программу борьбы с последствиями кризиса. Довольно активными в этом плане оказались и руководители компаний из сферы услуг (30 % респондентов) и медицины (29 %).
С другой стороны, наиболее халатной профессиональной сферой в Украине оказался рынок строительства и недвижимости, 78 % игроков которого не считают необходимым иметь на случай ухудшения бизнес-среды антикризисную программу. Еще в четырех отраслях половина и более работодателей не спешат предпринимать действия по борьбе с кризисом: транспорт и логистика (67 %), медицина (57 %), торговля (52 %), консалтинг (50 %).
Если учитывать размер компании, то наиболее ответственно к возможному столкновению с кризисной ситуацией относятся крупные предприятия, персонал которых насчитывает более 1 тыс. человек. Среди таких организаций доля тех, кто активно внедряет в работу антикризисную стратегию, составляет 29 %, а часть спонтанно применяющих антикризисные меры — всего 25 %.
Наиболее распространенными среди украинских бизнесменов антикризисными решениями оказались оптимизация расходов компании (26 %), а также активный поиск новых проектов и возможностей для бизнеса (21 %). Сокращать персонал в условиях кризиса готовы 12 % опрошенных. Наиболее решительными в вопросе расставания с частью сотрудников являются представители рынка финансовых услуг, в 42 % из которых любой сотрудник может оказаться на бирже труда.