В первом полугодии 2014 г. украинский бизнес сократил на 11 % экспорт услуг и товаров в страны и территории с мягким налоговым климатом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Госстата и подсчетам «Капитала», за шесть месяцев отечественные компании поставили товаров на сумму $ 2,3 млрд и услуг на $ 1,3 млрд в государства, в которых ставки налога на прибыль предприятий как минимум на 5 п. п ниже, чем в Украине. Их перечень был утвержден Кабмином Николая Азарова в декабре 2013‑го для применения закона о трансфертном ценообразовании. По сравнению со второй половиной 2013‑го сокращение еще значительнее — на 18 %.
На фоне общего падения экспорта товаров и услуг (на 8 % по сравнению с первой половиной прошлого года и на 15 % — со второй) от услуг «тихих налоговых гаваней» украинские предприниматели отказывались охотнее, чем от экспортных рынков. Сумма поставок в последние упала меньше, чем в первые, — на 8 % против 11 % по сравнению с январем-июнем 2013 г., на 14 % против 18 % по сравнению с июлем-декабрем.
По мнению директора отдела налогового и юридического консультирования КПМГ в Украине Константина Карпушина, это заслуга действия закона о ТЦО. Напомним, первая версия закона, вступившая в силу год назад, обязала компании подать до 1 мая 2014 г. первый отчет о контролируемых операциях за период с 1 сентября по 31 декабря 2013 г. Но в мае были внесены изменения в Налоговый кодекс, и теперь первый — или доработанный — отчет компании должны подать до 1 октября. «В связи с этим компании начали переориентацию поставок, исключая прямые поставки в юрисдикции из «черного списка» Кабмина», — говорит юрист. Кроме того, в Украине упал спрос на низконалоговые юрисдикции. «Предприятия на востоке страны традиционно были одними из ключевых пользователей офшорных юрисдикций вследствие специфики бизнеса», — полагает директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин. Теперь же из‑за военного конфликта, блокирования отечественного экспорта со стороны РФ и экономического кризиса в стране они были вынуждены сократить объемы экспорта и, следовательно, востребованность офшоров снизилась.
При этом из «офшорной географии» украинского бизнеса в нынешнем году исчезли классические офшоры — островные государства. Практически полностью он отказался от использования и ранее популярного Белиза — экспорт товаров в него упал с $ 92,9 млн в первом полугодии и $ 81,8 млн во втором полугодии 2013 г. до $ 154 тыс., вдвое сократился экспорт услуг. «Это — следствие антиофшорной политики, которую ведут страны Организации экономического сотрудничества и развития», — считает Баронин. Взамен бизнес пытается работать с «белыми», более респектабельными юрисдикциями.
За последний год доля офшоров и низконалоговых юрисдикций в отечественном экспорте оставалась на уровне около 10 %. Среди стран, которые предыдущий Кабмин классифицировал как обладателей мягкого налогового климата, основными получателями украинских товаров стали Молдова, ОАЭ, Болгария, Грузия, Кипр, Узбекистан, Марокко, Ливан, Британские Виргинские о-ва (БВО). Правда, по словам Карпушина, Молдова, Болгария и Грузия, к примеру, попали в этот список незаслуженно. «Украинские компании, как правило, не используют эти страны для оптимизации налогообложения. Скорее, только для действительной продажи товаров», — объясняет юрист. А значит, среди настоящих низконалоговых юрисдикций по‑прежнему лидируют Кипр и БВО.
Обратной стороной действия «черного списка» налоговых юрисдикций и закона о ТЦО стало появление промежуточных респектабельных стран в экспортной цепочке. «Например, если раньше компания поставляла продукцию напрямую на Кипр, то теперь делает это через Польшу», — рассказывает Карпушин. По оценкам бывшего министра доходов и сборов Александра Клименко, за шесть месяцев 2014 г. с помощью непрямых экспортных контрактов в страны с льготным режимом налогообложения уже ушло 133 млрд грн. Это на 19,7 млрд грн или на 17,4 % больше, чем во втором полугодии 2013‑го. При этом, отмечает Клименко, значительно вырос экспорт в страны с закрытым обменом налоговой информацией: Швейцарию (на 20,8 млрд грн), Кипр (на 2,4 млрд грн), ОАЭ (на 2,8 млрд грн), Люксембург (на 0,8 млрд грн). Правда, насколько эти оценки отвечают действительности, эксперты комментировать не берутся.