Перевозка грузов в январе-марте этого года сократилась на 6 % — до 177,1 млн т по сравнению с I кв. прошлого года, сообщила Государственная служба статистики.
При этом железнодорожный транспорт, на долю которого пришлось 57 % общего объема доставок, снизил перевозки на 3,6 % — до 101,2 млн т, автомобильный — на 2,9 % до 38,1 млн т.
Показатели магистрального трубопроводного транспорта — третьего по объемам — упали на 14,4 % — до 36,8 млн т. Если транспортировка аммиака выросла на 19,8 %, то газа и нефти — уменьшилась на 14,2 % и 20 % соответственно. Снижение объемов прокачки транзитного газа составило 20 % по сравнению с I кв. прошлого года, транзита нефти — 8,1 %. Сокращение транзита газа через территорию Украины объясняется попытками российского «Газпрома» использовать другие, в обход Украины, маршруты транспортировки газа в Европу.
Руководитель проекта «Центр транспортных стратегий» Сергей Вовк полагает, что общие объемы перевозки грузов падают по двум причинам, первая из которых — снижение активности в экономике. Эксперт отметил, что абсолютно похожая ситуация наблюдалась в России из‑за сокращения экспорта. «В России отгрузки снизились раньше, чем у нас, — еще осенью прошлого года. В Украине это произошло чуть позже. Я бы не говорил, что текущие показатели критичны, но они свидетельствуют, что в экономике и промышленном производстве не все ОК», — сказал Сергей Вовк.
Слова руководителя «Центра транспортных стратегий» подтвердил еще один эксперт, пожелавший не называть свое имя. Он подчеркнул: «Просто экономика сейчас показывает снижение, а транспорт — это зеркало экономических процессов, потому что перевозка грузов напрямую подвязана, в первую очередь, к внутреннему производству, а во вторую — к внутреннему спросу».
Еще одна причина сокращения грузоперевозок, считает Сергей Вовк, — менее благоприятные для работы транспорта погодные условия: «В этом году зима была существенно жестче, чем в прошлом».
Помимо экономических и погодных факторов, на активности транспортной сферы сказывается государственная политика. Проблема в том, что в Украине не очень гибкие подходы к тарифной стратегии. «Например, прибалты еще несколько лет назад ввели мотивационные тарифы, смысл которых в том, что клиентам предоставляется скидка, если они гарантируют значительный грузопоток. Чем больше возят, тем большую скидку получают», — пояснил руководитель «Центра транспортных стратегий». Поэтому крупные российские грузоотправители, в первую очередь экспортеры угля, сразу переключили значительную часть грузов на балтийские порты.
Еще одна недоработка, по мнению Сергея Вовка, — отсутствие в Украине действенной системы сквозного тарифа, включающего как портовую, так и железнодорожную составляющие. «Клиенту неинтересно выяснять отношения с железной дорогой, портом и складом. Ему интересно, чтобы груз приехал из точки А в точку Б», — резюмировал эксперт.