Компания Swissport International (Цюрих, Швейцария) подала кассацию на решение Киевского апелляционного хозяйственного суда о передаче в собственность компании «Международные авиалинии Украины» (Киев) 70 % акций в совместном предприятии Swissport Ukraine. Об этом «Капиталу» заявил вице-президент Swissport Марк Скиннер. Он также добавил, что Swissport интересует украинский рынок. «Наша компания хорошо развивалась, и я не вижу причин уходить с этого рынка», — сообщил он. Вице-президент компании отметил, что пока не знает, будет ли Swissport искать нового партнера.
27 марта швейцарская компания проиграла суд МАУ и теперь обязана продать авиаперевозчику долю в Swissport Ukraine за $ 400 тыс. В прошлом году Swissport предлагала инвестировать в украинское представительство, чтобы справиться с ростом трафика в стране. Когда «Международные авиалинии Украины» отказались, швейцарская компания предложила взять инвестиции на себя в обмен на уменьшение доли украинского авиаперевозчика в Swissport Ukraine. В связи с этим МАУ подала на партнера в суд, обвинив его в попытке размыть долю в СП.
В свою очередь, в МАУ утверждают, что условия договора с компанией Swissport Ukraine были изначально невыгодными и она вынуждена была оплачивать услуги по наземному обслуживанию по цене, значительно превышавшей рыночную. Кроме того, украинский оператор за все время существования Swissport Ukraine ни разу не получал дивидендов. «Между МАУ и Swissport проводились неоднократные переговоры… с целью достичь договоренности о взаимовыгодных условиях партнерства, соответствующих законам рынка. Однако стороны не достигли единства в понимании дальнейших путей развития компании Swissport Ukraine», — говорится в заявлении украинской компании.
По словам старшего партнера юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Романа Марченко, решение Киевского апелляционного суда, которое вступило в законную силу, является важным шагом, но не решающим. «[В настоящее время] в Украине действуют четыре судебные инстанции, и каждая из них может поменять решение кардинальным образом, что очень часто и происходит. Поэтому выигрыш в апелляционной инстанции — важный шаг к победе, но еще далеко не конец войны для сторон», — отмечает он. Как показывает практика, негативного отношения украинских судей именно к иностранным инвесторам нет, считает Марченко.
Как крупнейший авиаперевозчик, МАУ не сможет единолично контролировать Swissport Ukraine, поскольку это было бы нарушением антимонопольного законодательства, полагает эксперт общественной организации «Евро-патруль» Вячеслав Коновалов. Но в МАУ убеждены, что, независимо от состава собственников, компания сохраняет свою долю рынка — она имеет договорные отношения с потребителями своих услуг. «Поэтому о монополии в этой сфере речь не идет», — заявила «Капиталу» пресс-секретарь компании МАУ Евгения Сацкая.