В марте граждане купили иностранной валюты на $ 1,26 млрд — на 6 % меньше, чем месяцем ранее. Спрос украинцев практически уравнялся с банковскими потребностями в валюте. Ее в первый месяц весны финучреждения приобрели на $ 1,25 млрд. В результате разрыв между покупкой гражданами и банками (чистая покупка населением валюты) составил рекордно низкую сумму — $ 2,7 млн. Это в 82 раза меньше, чем в феврале. Для сравнения: с начала прошлого года этот показатель ни разу не опускался ниже $ 200 млн.
Спад валютного ажиотажа, а также размещение долларовых облигаций внутреннего государственного займа позволили Национальному банку удержать золотовалютные резервы на прежней отметке — $ 24,7 млрд.
Мартовское затишье связано с ослаблением девальвационных ожиданий не только у населения, но и у бизнеса. В феврале рассчитываемый компанией GfK Ukraine индекс девальвационных ожиданий, который отражает ожидания украинцев относительно движения курса гривни в следующие три месяца, упал на 4,5 пункта — до 135. Тем самым снизившись до уровня августа прошлого года. Об этом свидетельствует и увеличение остатков на гривневых депозитах.
Передышка до конца лета
Эксперты уверены, что и сокращение валютного шопинга украинцев, и стабилизация объема валютных резервов — явление временное. Продлится оно максимум до августа. Главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан рассказывает, что спрос на валюту традиционно стабилизируется в первом полугодии и увеличивается во втором. Рост начинается с окончания периода отпусков во второй половине лета и длится до конца года. Кроме того, большинство экспертов прогнозирует 10 %-ную девальвацию гривни осенью, которая может спровоцировать новый всплеск ажиотажа на валютном рынке.
Наконец, интерес к инвалюте продолжит повышаться еще и потому, что он всегда связан с ростом доходов населения, особенно в такой долларизированной экономике, как украинская. «Курс доллара фактически остается фиксированным, а доходы населения растут. Поскольку население переводит стабильную часть своих доходов из гривни в валюту и формирует сбережения, сумма покупки валюты растет вместе с доходами», — объясняет старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
В феврале, по данным Госстата, реальная заработная плата украинцев увеличились на 1,6 %. А по итогам года реальные располагаемые доходы населения вырастут на 5,1 %, согласно опубликованному на прошлой неделе консенсус-прогнозу Министерства экономического развития и торговли. Закономерным результатом предстоящего возобновления роста спроса на валюту, а также череды пиковых выплат по внешнему госдолгу и сомнительных перспектив по привлечению кредита от МВФ станет недолговечность нынешнего тренда увеличения золотовалютных резервов НБУ. Во второй половине года резервы продолжат таять и к концу года, по экспертным оценкам, достигнут $ 20‑22 млрд.
Подходящий момент для кредита
Пока прошлогодние тенденции на валютном рынке не возобновились, до августа в банковском секторе намечается временное окно для активизации кредитования. «Банковская система имеет достаточную ликвидность. Остатки на корсчетах финучреждений на конец марта составили 22,9 млрд грн, что уменьшило потребность в привлечении ресурсов. Как следствие — падение ставок как по валютным, так и по гривневым депозитам», — говорит аналитик Эрсте Банка Игорь Жолонковский.
По данным Национального банка, с начала года средняя ставка по депозитам в гривне упала с 16,6 % до 11,3 %, в инвалюте — с 7,0 % до 6,1 %. Вместе с этим должны подешеветь и кредиты. Избыток ликвидности в банковской системе и временное затишье на валютном рынке лишает смысла накопление банками валютной ликвидности, которое происходило весь прошлый год. Поэтому финучреждения будут направлять припасенную валюту на кредитование. В результате объем банковского кредитования, который в 2012 г. в чистом выражении составил 12,3 млрд грн (в 5 раз меньше, чем в 2011‑м), может существенно вырасти. А процентные ставки по кредитам, составляющие сейчас в среднем 14,3 % в гривне и 10,3 % в инвалюте, могут, наоборот, снизиться.
Бдительность терять не стоитСледует помнить, что «кредитное окно» может оставаться открытым недолго и, скорее всего, закроется уже к осени. «Даже при сохранении высоких остатков корсчетов на протяжении длительного периода мы не склонны ожидать существенного роста кредитования по итогам года», — пишут эксперты рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг» в опубликованном на прошлой неделе отчете по итогам марта. По их мнению, более вероятным является повторение ситуации 2010 г., когда вся свободная гривня банков уходила на рынок государственного долга из‑за меньших кредитных рисков и возможности получения рефинансирования под госбумаги в случае ухудшения ситуации в экономике.