Бізнес

инфраструктура

Сокращение железнодорожного транзита вызвало снижение перевалки грузов в портах в первом квартале 2013 г.

В морских портах Украины по итогам I кв. 2013 г. транзитная перевалка грузов сократилась на 18 % — до 7,1 тыс. т. Об этом свидетельствуют данные Министерства инфраструктуры. На фоне падения транзита общий грузооборот в портах снизился на 0,9 % — до 25,4 тыс. т.

Импорт грузов в январе-марте 2013 г. увеличился на 6 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом экспорт, формирующий свыше половины объемов перевалки грузов, превысил результат января-марта на 7 %, составив 15,54 тыс. т.

 

Планируют как лучше

 

В марте министр инфраструктуры Владимир Козак заявлял, что привлечение транзитных грузопотоков —одно из ключевых заданий для «Укрзалізниці». По его словам, компании необходимо обеспечить максимально качественный и комфортный для всех участников рынка уровень обслуживания грузов на украинской территории. Речь шла в первую очередь о таможне и других органах власти, вовлеченных в эти процессы.

По данным «Укрзалізниці», в 2012 г. грузовые транзитные перевозки железнодорожным транспортом сократились на 17,9 % — до 41,9 млн т. Перевалка транзитных грузов в украинских портах за прошлый год также снизилась на 15 %, или на 6  млн т, — до 33,8 млн т. Основные причины такого снижения: предоставление при перевозках в рамках Таможенного союза приоритетов членам этой организации — России, Беларуси, Казахстану; стагнация мировых рынков черной металлургии и минеральных удобрений; развитие транспортной инфраструктуры стран-конкурентов и частичная переориентация российского транзита с украинских портов на российские.

Чтобы исправить ситуацию в отрасли, была создана специальная группа, занимающаяся разработкой мер по улучшению обслуживания транзитных перевозок. Эксперты и профильные ведомства должны проанализировать каждый случай простоя груза на железных дорогах и в портах и выявить причины неполадок.

Министр инфраструктуры считает, что система «единого окна» также может значительно упростить процедуру оформления грузов в портах. Опыт пилотного проекта, реализованного в Одесском порту, должен распространиться на все порты Украины, подчеркнул Козак.

 

Выходит как всегда

 

В свою очередь участники рынка полагают, что корни проблемы кроются значительно глубже, чем просто в недостаточно высоком уровне обслуживания транзитных грузов. В частности, львиную долю транзитного грузопотока «Укрзалізниці» обеспечивает российский экспорт либо транзит грузов, следующих через РФ. Компания «Российские железные дороги» (РЖД) делает все возможное, чтобы переориентировать оба этих потока на свои порты, предлагая более выгодные тарифные условия, считают участники рынка.

«Крупным игрокам предоставляются значительные скидки, что вполне естественно. Кроме того, надо понимать, что отношения РЖД с «Укрзалізницею» никогда не были простыми. Например, украинские вагоны не пускают дальше Кавказской и Московской железных дорог, что еще больше обостряет конкуренцию», — заявил «Капиталу» источник в одной из дочерних структур РЖД. Наиболее выгодные для российских грузовладельцев, по его мнению, сейчас российские порты, затем пристани стран Балтии и только потом украинские — «больше от безысходности», в силу отсутствия действенной мотивационной политики.

«Укрзалізниця» теоретически могла бы побороться за возвращение российского транзита, однако для этого прежде всего нужен пересмотр тарифной политики. «Приведение тарифов «Укрзалізниці» и, соответственно, портовых тарифов к соразмерному уровню или желательно даже ниже тарифов основных конкурентов — железной дороги Беларуси и портов Балтии — поможет привлечь российский транзит», — полагает руководитель Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.«Тенденция снижения транзитного грузопотока наблюдается последние несколько лет. Со временем, после активизации российских мощностей, мы и вовсе можем потерять российский транзит, который для Украины является основным, — отметил Вовк. — Адекватный подход — это предоставление скидок в зависимости от объема транспортировки. Такие мотивационные тарифы очень неплохо работали бы и по углю, и по другим категориям грузов».

Прогноз может быть изменен

 

В «Укрзалізниці» отмечают, что тарифные условия на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины на 2013 фрахтовый год максимально приближены к уровню 2012 г., а по некоторым позициям применение тарифных ставок упрощено.

На текущий год прогнозировался рост транзитных перевозок на 0,7 % по сравнению с 2012 г. Однако железнодорожный монополист допускает, что показатели 2013 г. могут оказаться ниже прогнозных, поскольку в мировой экономике продолжается спад, страны-конкуренты Украины стремительно развивают транспортную и портовую инфраструктуру, а требования со стороны контролирующих органов завышены.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама