Истории национализации крымских активов, принадлежащих Украине или украинским предпринимателям, скоро исполнится полгода. Передел собственности в Крыму начался буквально через неделю после референдума об отделении Крыма.
Сначала были экспроприированы государственные активы. 26 марта председатель государственного совета аннексированного Крыма Владимир Константинов заявил о завершении национализации украинского «Черноморнефтегаза». Сегодня многие предприятия, санатории и другая собственность уже национализированы, но это еще не финал, уверен директор Крымского экспертного центра Алексей Стародубов.
Разные цели
Вторая волна национализации коснулась олигархов. «Национализация в Крыму не является какой‑то системной программой, которая преследует одну глобальную цель и имеет четкий экономический просчет», — отмечает управляющий партнер аналитической группы Da Vinci AG Андрей Колпаков. По его мнению, это комплекс разрозненных реакций и тактических, часто непродуманных ходов как Кремля, так и местных властей. Эксперт считает, что инициаторы этого процесса преследуют несколько целей. Во-первых, стремятся нанести наибольший урон украинским собственникам бизнеса, которые активно поддерживают Киев. Среди таких наиболее ярким примером является Игорь Коломойский. Во-вторых, Кремль и крымские власти хотят продемонстрировать свои силы и возможности колеблющимся олигархам, чтобы создать условия для торга, в том числе и для действий на материковой Украине, говорит Колпаков. По его мнению, из крупных игроков наиболее подходит под эту категорию Ринат Ахметов. Третья цель — давление на олигархов, чтобы повлиять на их экономическую политику, которая обеспечила бы необходимые социальные шаги для поддержки местного населения в Крыму. Пример — давление на российских предпринимателей Евгения Гинера и Александра Бабакова, у которых местные власти пытаются отнять «Севастопольэнерго».
Под угрозой находится имущество фактически всех, кто на сегодняшний день занимает проукраинскую или даже нейтральную позицию, отмечает Колпаков.
Выгоды для Украины
Перманентные угрозы и проведение точечной национализации приведут к окончательным и бесповоротным похоронам идеи по созданию в Крыму эффективного офшора или зоны, в которую будут привлечены инвестиции, пусть даже из России или близких ей государств, обращает внимание Колпаков. Ситуацию для Крыма усугубляет тот факт, что часто руководство республики производит заявления без согласования с Москвой, что порождает значительное недоверие со стороны крупного бизнеса, в том числе российского, к вменяемости и адекватности нынешних лидеров республики, добавляет собеседник издания.
Для Украины подобная позиция России и фактических властей Крыма стратегически выгодна, так как рубит на корню все попытки создания на полуострове эффективной экономико-социальной модели. Кроме того, это еще более настраивает представителей большого бизнеса против политики Кремля и дает дополнительные стимулы для финансирования борьбы с агрессором.
Сергей Тарута
3 сентября председатель Государственного совета Крыма Владимир Константинов сообщил журналистам, что прокуратура республики начала проводить проверку законности приватизации лечебно-оздоровительного комплекса «Айвазовское», принадлежащего структурам Сергея Таруты.«Прокуратура проинформирована Сергеем Аксёновым, чтобы она приняла к производству дело по вопросу приватизации пансионата «Айвазовское»», — сказал он информационному агентству «Крыминформ». Эту информацию «Капиталу» подтвердили в офисе Сергея Таруты. «Этим вопросом занимаются сейчас юристы», — сообщили изданию.
Крымская прокуратура в этом году уже проводила проверки предприятия. В июне проверяли соблюдение требований законодательства в части полноты и своевременности платы за землю. Была установлена задолженность по договорам аренды земельных участков в размере около 0,5 млн руб.
Государственное предприятие «Айвазовское» было создано на базе одноименного дома отдыха в 2000 г. Сегодня санаторий, расположенный у подножия горы Аю-Даг, занимает 25 га. «Я был в этом санатории, этот объект стоит не менее $ 100 млн», — говорит заместитель директора по развитию девелоперской компании «Стокман» Сергей Овчинников.
Напомним, основные интересы Сергея Таруты лежат в металлургической отрасли.
Игорь Коломойский
3 сентября Государственный совет Крыма национализировал 82 объекта недвижимости, принадлежащей структурам губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. Председатель госсовета Владимир Константинов объяснил это необходимостью возврата депозитов ПриватБанка крымским вкладчикам, общая сумма которых превышает 10 млрд гривен. «Путем торгов имущество будет распродано, и полученные средства пойдут на компенсационные выплаты вкладчикам банка, чьи счета превышали 700 тыс. рублей», — приводится цитата Владимира Константинова на сайте госсовета Крыма. Вклады до 700 тыс. рублей возмещал Фонд защиты вкладчиков.
В перечень вошли нежилые помещения, в которых ранее располагались отделения ПриватБанка, а также объекты, находящиеся в собственности у банка, рекреационные комплексы, нефтебаза, завод «Крымжелезобетон» и 32 автозаправки («Укранафта», Sentosa Oil, ANP и «Авiас»).
Самый большой объект, перешедший в собственность Крыма, — корпус оздоровительного комплекса «Таврия» площадью 3835,5 кв. м. в поселке Олива (Ялта). Список туристических объектов продолжают база «Нива Яйла» в поселке Горный (Ялта), пансионат «Юность» в поселке Заозерное (Евпатория), детский комплекс в Ялте, санаторий «Форос» (Ялта) и недостроенный пансионат «Лазурный берег» в Алуште. Полный список объектов находится в приложении к постановлению госсовета от 3 сентября 2014 года. 10 сентября в этот перечень были добавлены 5 земельных участков в Форосе общей площадью более 66 га.
По подсчетам директора по развитию девелоперской компании «Стокман» Сергея Овчинникова, минимальная цена этих участков — $ 50 млн. «Приблизительная стоимость всех национализированных активов — $ 500 млн», — поясняет он.
Игорь Коломойский пообещал пообщаться с «Капиталом» в течение дня, но до момента ухода заметки в типографию повторно к нему дозвониться не удалось. Помимо крымских активов под удар попал бизнес Игоря Коломойского, расположенный в России. В начале сентября следственный комитет России наложил арест на офисное здание в Москве, принадлежащее ЗАО «Элит-Холдинг», соучредителем которого является губернатор Днепропетровской области. «Здание арестовано «в целях пресечения финансирования террористической деятельности и иных преступных действий в отношении мирного населения юго-востока Украины», — сказано в сообщении следственного комитета России. Специалист российского агентства «БЕСТ-Недвижимость» Наталья Лабузова оценила стоимость этого здания в километре от Кремля приблизительно в 2 млрд руб. (700 млн грн).
Однако основной бизнес Игоря Коломойского, связанный с добычей, переработкой и продажей нефтепродуктов, практически не пострадал. Крымские власти национализировали 33 заправки, с десяток же на полуострове еще работают. Группа «Приват» управляет сетью из 1,5 тыс. заправок, которые работают под торговыми марками «Укрнафта», Sentosa Oil, ANP, «Авiас» и др.
Аннексия Крыма больше сказалась на работе ПриватБанка. На полуострове располагались 337 отделений, что составляет около 10 % от их общего количества.
Дмитрий Фирташ
Несколько крупных активов имеется еще у одного украинского олигарха — Дмитрия Фирташа. В частности, «Крымский содовый завод» и «Крымский Титан». В мае председатель совета министров Крыма Сергей Аксенов грозился забрать «во временное управление» эти предприятия. Из-за высокой долговой нагрузки «Крымский содовый завод» и «Крымский Титан» практически ничего не стоят, говорит старший аналитик компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. По данным финансовой отчетности компаний, у «Крымского Титана» на конец 2013 г. задолженность перед банками составила 1,24 млрд грн, у «Крымского содового завода» — 287 млн грн.
Эти активы были самым прибыльным направлением в деятельности Фирташа, пока государство не изъяло из аренды Иршанский горно-обогатительный и Вольногорский горно-металлургический комбинаты, которые позволяли бизнесмену выходить на рентабельность по титановым продуктам не менее 30 %. Из перспективных направлений у него осталось газовое. Но в августе в связи с национализацией газотранспортной системы Крыма все газораспределительные сети полуострова были переданы государственному унитарному предприятию «Крымгазсети». По сообщениям СМИ, Фирташ контролирует «Крымгаз» и «Севастопольгаз». «В течение дня [3 сентября] от работы было отстранено легитимное правление ПАО «Крымгаз» и назначена некая временная администрация», — говорится в сообщении пресс-службы «Крымгаза». Примерно в то же время — в августе — местные власти Севастополя создали собственное предприятие «Севастопольгаз», которое было включено в единую газовую систему с «Черноморнефтегазом». Ожидается, что в новое предприятие войдут активы одноименной компании «Севастопольгаз», подконтрольной Фирташу. В пресс-службе Group DF, в которую входят активы предпринимателя, не смогли предоставить комментарии.
Фирташу уже пришлось попрощаться с банковским и газораспределительным бизнесом на полуострове. После того как в мае Нацбанк запретил украинским банкам работать в Крыму, свои отделения пришлось закрыть Надра Банку.
Ринат Ахметов
Противоречивая ситуация с национализацией активов сложилась у Рината Ахметова. Пока что «ДТЭК Крымэнерго» продолжает свою деятельность по передаче электроэнергии конечным потребителям в Крыму. Вместе с тем в соответствии с решением Национального банка Украины от 6 мая финучреждения этого предпринимателя — ПУМБ и банк «Ренессанс Кредит» — с 30 мая закрыли все отделения на Крымском полуострове. Правда, это решение коснулось всех украинских банков.
Самые большие риски в отношении дальнейшей работы в Крыму сейчас испытывает «Укртелеком». Согласно сообщению пресс-службы группы СКМ, в состав которой входит эта компания, «Укртелеком» на протяжении всего времени предоставляет телекоммуникационные услуги в Крыму в кредит, работая в правовом поле действующего законодательства Украины. Правда, по данным «Капитала», в сентябре абоненты начали получать новые квитанции, оформленные уже на российское ООО «Наш телеком», учрежденное кипрской компанией UA Telecominvest Limited (Кипр), которой принадлежит 92,79 % акций «Укртелекома».
По данным группы СКМ, правительство Севастополя и предприятие «Севастополь Телеком» незаконно захватили кабельную канализацию города, значительная часть которой принадлежит «Укртелекому». Оператор не видит законных оснований для принудительной передачи своей инфраструктуры, активов или абонентов другим субъектам хозяйственной деятельности, указывается в сообщении группы. О факте незаконного захвата своего имущества компания «Укртелеком» проинформировала НКРСИ и СБУ и направила письменные требования о защите частной собственности в Генеральную прокуратуру РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, а также в администрацию президента России. На запрос «Капитала» в правительстве Севастополя не ответили.
Генеральный директор телекоммуникационной компании «Датагруп» Александр Данченко оценивает крымские активы «Укртелекома» в сумму не менее $ 100 млн.
Олег Бахматюк
Столкнулся с угрозой экспроприации и крупнейший производитель яиц Олег Бахматюк. В середине августа самопровозглашенные крымские власти заявили о намерении национализировать крымское подразделение его агрохолдинга Ukrlandfarming — птицефабрику «Южная Холдинг», которая является крупнейшей на полуострове. «В случае принятия решения о принудительном отчуждении «Южной Холдинг» будет создан прецедент, что заставит Avangardco IPL, в состав которой входит птицефабрика, решительно отстаивать свои права не только в местных судах, но и в судебных инстанциях Великобритании», — заявил Бахматюк.
Он призвал российских чиновников пересмотреть свои намерения и перейти к цивилизованным формам диалога о дальнейшей возможности работы птицефабрики на полуострове. Дальше заявления дело пока не зашло, но планы по национализации крымские чиновники, похоже, отложили. С момента аннексии Крыма птицефабрика не работает. Поголовье кур было вывезено на другие фабрики холдинга, на предприятии осталось оборудование.
Стоимость активов Ukrlandfarming на полуострове оценивается в $ 150‑200 млн. Это 12 тыс. га земли, завод по переработке риса, две птицефабрики по производству яиц, одна — по подращиванию молодняка, а также репродуктор, зерновой комплекс, склады и вспомогательные помещения общей площадью почти 5 тыс. кв. м, сельхозтехника.
Юрий Косюк
Один из крупнейших украинских производителей мяса птицы — компания Юрия Косюка «Мироновский хлебопродукт» — вскоре после аннексии Крыма принял решение о перерегистрации крымских активов согласно российскому законодательству. Перспектива работы МХП в России не испугала руководство компании, поскольку у нее она уже владеет активами в этой стране. «У нас есть одно предприятие на территории России — «Воронеж Агро Холдинг». Теперь будет пять», — говорит руководитель отдела по работе с инвесторами и СМИ холдинга Анастасия Соботюк.
Она отметила, что в Крыму у МХП — мясокомбинат, фруктовая компания, птицефабрика и ферма по разведению свиней и крупного рогатого скота.
По словам финансового директора холдинга Виктории Капелюшной, перерегистрация крымских активов на Россию начнется в ближайшее время. Сейчас предприятия МХП на аннексированном полуострове работают на крымский рынок. Угрозы экспроприации для подразделений нет, поскольку компания сама готова перерегистрировать активы согласно российскому законодательству.
По оценкам аналитика инвестиционной компании Eavex Capital Ивана Дзвинки, стоимость крымских активов МХП колеблется в пределах $ 200‑250 млн.
Константин Жеваго
Серьезная угроза нависла и над крымским бизнесом Константина Жеваго. В августе большие проблемы стал испытывать керченский «Судостроительный завод «Залив». Согласно сообщению пресс-службы предприятия, 24 августа при силовом участии крымской самообороны был захвачен объект. Нападающей стороной оказывалось давление на директора завода: его принуждали подписать договор аренды с подставной компанией ООО «Судостроительный завод «Залив» (зарегистрированной несколькими днями ранее в Москве) с уставным фондом 10 тыс. руб. В течение дня неизвестные лица изъяли документы на заводе. «При этом генеральный директор «Залива» оповестил силовые структуры Крыма о рейдерском захвате, но со стороны полиции и ФСБ не последовало никаких процессуальных действий по выяснению произошедшего на заводе захвата», — сказано в официальном пресс-релизе предприятия.
На следующий день, 25 августа, захватчики организовали собрание коллектива, на котором представитель татарстанского Зеленодольского завода им. А. Горького Андрей Жердев назвал себя директором ООО «Судостроительный завод «Залив» (Москва) и сообщил, что эта компания взяла в долгосрочную аренду все производственные мощности завода Жеваго, несмотря на то что никакие договоры аренды не были подписаны никем из законного руководства предприятия.
Как ранее писал «Капитал», оценка завода «Залив» осложнена тем, что в последние годы он не работал на полную мощность. В лучшие времена предприятие реализовывало продукции более чем на 400 млн грн в год, отмечал старший аналитик компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. В то время показатель EBITDA составлял почти $ 12 млн, а стоимость завода могла доходить до $ 60 млн, заявил он. «Но сегодня, учитывая риски украинских активов, крымскую прописку предприятия и конфликт с самопровозглашенными властями, такую сумму за активы вряд ли кто‑то предложит», — говорит аналитик.
Захват «Залива» изменит планы его украинского владельца в сфере судостроения. Ранее компания Жеваго объявила себя полноценным владельцем норвежского судостроительного завода Nor Yards. Планировалось, что «Залив» будет работать в кооперации с Nor Yards: украинское предприятие проектировать и производить корпуса судов, а норвежское — начинять их. Кроме того, из‑за решения НБУ в Крыму прекратили работу отделения банка «Финансы и Кредит».
Как ранее писал «Капитал», оценка завода «Залив» осложнена тем, что в последние годы он не работал на полную мощность.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Олег Марченко, партнер юридической фирмы Marchenko Danevych
Активы вернуть будет сложно, но можно попробовать получить компенсацию
Украинским компаниям будет крайне сложно оспорить правомерность национализации или экспроприации их имущества в Крыму. Более реальной возможностью является подача инвестиционного иска против России, чтобы получить компенсацию за утраченное имущество.
Между Украиной и Россией подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, которое защищает инвестиции украинских компаний на территории РФ от экспроприации или национализации (21 марта президент РФ Владимир Путин подписал законы о принятии Республики Крым и Севастополя в состав России. — «Капитал»). Согласно соглашению, украинские инвесторы имеют право получить быструю, адекватную и эффективную компенсацию согласно рыночной стоимости активов на момент экспроприации или национализации. Если же этого не произойдет, то Россия нарушит свои обязательства по защите инвестиций. В таком случае украинский инвестор имеет право перенести спор на рассмотрение или суда России, или арбитражного института Стокгольмской торговой палаты. Лучше обращаться в последнюю инстанцию, которая имеет большой опыт рассмотрения подобных инвестиционных споров. Следует отметить, что применение соглашения в ситуации с Крымом является довольно неоднозначным вопросом. Россия может аргументировать, что соглашение не должно применяться, поскольку на момент осуществления инвестиции территория Крыма находилась в составе Украины. Таким образом, национализированное или экспроприированное имущество не может рассматриваться как инвестиция на территории России. Если удастся доказать применимость соглашения и отстоять свои права в Стокгольмской торговой палате, то арбитражное решение можно будет исполнить в любой стране, которая является членом Нью-Йоркской Конвенции (включая Украину), против имущества РФ, кроме имущества, на которое распространяется иммунитет.