Вчера Верховная Рада так и не утвердила поданный накануне Кабинетом министров законопроект о бюджетной децентрализации, который наряду с двумя другими законопроектами по налоговой реформе должен был дать зеленый свет для принятия госбюджета на 2015 г. Парламент дал только 117 голосов из необходимого минимума в 226 за включение в повестку дня этих трех документов. Между тем правительство отказывается подавать бюджет-2015 в Раду до принятия этих законопроектов, хотя конечный срок по подаче госсметы истек еще в понедельник.
«Это провал. Даже если действующий парламент проголосует законопроекты 14 октября, его все равно не успеют принять во втором чтении», — уверен эксперт по вопросам местных бюджетов Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
Денежный голод
Необходимость в уменьшении финансовой зависимости местных органов власти от центрального бюджета назрела давно. Согласно действующему Бюджетному кодексу, их основными непосредственными доходами являются налог на доходы физлиц, плата за землю, плата за использование недр, акциз, остальное — различные менее прибыльные платежи и сборы. Остальные средства местные органы получают из центрального бюджета в виде дотаций и субвенций. Но при этом именно местные бюджеты традиционно становятся первыми жертвами недофинансирования, едва в Киеве начинаются перебои с наполнением госбюджета. В прошлом году местные органы власти недосчитались 5 %, или 6,1 млрд грн положенных им трансфертов. Аналогичный уровень недофинансирования сохранился и в 2014 г.
В январе-июле Минфин выделил местным бюджетам 66,7 млрд грн дотаций и субвенций, что на 5 %, или 3,4 млрд грн меньше, чем заложено в бюджете. В конце августа министр финансов Александр Шлапак заверил, что Минфин полностью погасил задолженность за 2014 г. перед местными бюджетами, перечислив им за последнюю неделю лета 2,4 млрд грн. Однако речь идет только об общем фонде госбюджета, в то время как непогашенной остается как текущая задолженность по специальному фонду, так и старые долги, накопленные до 2014 г.
Перенаправление потоков
Законопроект о реформе межбюджетных отношений частично решил бы эту проблему, расширяя число источников доходов для местных органов власти. Во-первых, он закрепляет за ними стабильные источники налоговых поступлений. Бюджеты городов областного и районного значения смогут претендовать на 60 % суммы собранного налога на доходы физлиц, областей — на 15 %, города Киева — на 25 %. До сих пор города областного значения получали 75 % суммы, города районного значения и более мелкие населенные пункты — 25 %, области — также 25 %, столица — 50 %. Еще одним стабильным источником средств для областных бюджетов станет налог на прибыль частных предприятий. Они смогут получать 10 % от собранной суммы. До этого они имели право на налог на прибыль только коммунальных предприятий.
Во-вторых, также будут перераспределены поступления менее значимых налогов. Теперь местные бюджеты будут получать не 35 %, а 80 % собранной суммы экологического налога.
В-третьих, местные органы власти выиграют от некоторых налоговых новаций. Так, с 2015 г. будет введен 5 %-й сбор с розничной продажи подакцизных товаров — алкогольных напитков, пива, табачных изделий и нефтепродуктов, который придет на смену сбору на виноградарство, садовничество и хмелеводство. Доходы от него будут поступать в местные бюджеты. «До 5 % — каждая местная община сама решает, сколько ей нужно для сбалансирования: 1 %, 2 %, 3 % или 4 %», — уточнил Шлапак. Кроме того, с нового года планируется расширение базы обложения налогом на недвижимость за счет включения в нее коммерческого имущества.
По оценкам Минфина, все эти меры должны были привести к росту ресурсов местных бюджетов на 39,2 млрд грн в 2015 г., то есть на треть по сравнению с объемом запланированных доходов на 2014 г. Впрочем, по мнению исполнительного директора «CASE Украина» Дмитрия Боярчука, проблема местных бюджетов состоит не только в нехватке финансовых ресурсов, но и в том, что как использовать около 80 % этой суммы, им указывает правительство. По словам Слобожана, законопроект частично устраняет эту проблему. Теперь Кабмин будет принимать решения только по общенациональным вопросам и выдавать трансферты — базовую дотацию, которая заменит дотацию выравнивания, реверсную дотацию (обратно из местных бюджетов в государственный), а также субвенции на образование, подготовку рабочих кадров, медицину, обеспечение медицинских мер отдельных госпрограмм и комплексных мер программного характера. стальные вопросы будут решаться на местах. Однако этого может быть мало.
«Местные органы власти очень зависят от нормативов, без выполнения которых не получат деньги из профильного министерства. Например, койко-места в больницах, из расчета на которые финансируются медицинские учреждения, которые при этом могут быть вообще не востребованы», — говорит Боярчук. Чтобы исправить подобную ситуацию, одной бюджетной реформы недостаточно — нужна административная реформа, а также реформа здравоохранения, на что уйдет лет десять, по словам эксперта, или даже больше.
Остальные вопросы будут решаться на местах. Однако этого может быть мало. «Местные органы власти очень зависят от нормативов, без выполнения которых не получат деньги из профильного министерства. Например, койко-места в больницах, из расчета на которые финансируются медицинские учреждения, которые при этом могут быть вообще не востребованы», — говорит Боярчук. Чтобы исправить подобную ситуацию, одной бюджетной реформы недостаточно — нужна административная реформа, а также реформа здравоохранения, на что уйдет лет десять, по словам эксперта, или даже больше.