Украинский рынок кино- и сериального производства находится в плачевном состоянии. Чтобы хоть как‑то повлиять на ситуацию, нужны изменения на законодательном уровне с целью введения налоговых льгот. Тогда не только местным каналам, но и на экспорт получится контент продавать. К такому выводу пришли представители отечественной киноиндустрии во время конференции Kiev Media Week.
Эту идею поддержал и Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. В конце прошлой недели регулятор обратился в Министерство финансов с просьбой проработать вопрос введения нулевой ставки на прибыль для кинопроизводителей, а также снять подоходный налог на услуги, которые получает съемочная группа во время съемок.
Запрет на российское
Острая нехватка собственного продукта в украинском эфире ощутилась после запрета фильмов и сериалов российского производства. Напомним, Государственное агентство по вопросам кино инициировало введение санкций на российскую кинопродукцию агитационной и пропагандистской направленности. На прошлой неделе это ведомство не выдало прокатные свидетельства девяти российским кинофильмам и сериалам. Сейчас на рассмотрении экспертной комиссии Госкино находятся еще пять кинолент российского производства.
Такой запрет существенно ударил по карману отечественных телеканалов. Ведь практически все местные вещатели в своем эфире транслируют продукт российского производства. «На каждом из каналов группы количество российского кино разное. К примеру, на «1+1» такого контента исторически было немного. Для «2+2» — это серьезные потери в экономическом плане», — говорит генеральный «1+1 медиа» Александр Ткаченко. По подсчетам экспертов, на закупку сериалов и фильмов украинские каналы ежегодно тратят не менее $ 500 млн. На долю российского продукта приходится $ 200‑300 млн. Чтобы его заменить, придется потратить гораздо больше.
Заменить на свое
Опрошенные «Капиталом» представители телеканалов поддерживают позицию государства по запрету российской пропаганды. Но в то же время считают, что власти должны поддержать украинского кинопроизводителя, который мог бы закрыть нехватку контента в сетке их вещания. «Если есть деньги на закупку, то найдутся и на то, чтобы начать снимать самим. Частичное государственное финансирование также должно быть. Надеемся, в этом направлении будем развиваться», — отмечает Ткаченко.
Директор-президент телеканала ICTV (входит в состав StarLightMedia) Александр Богуцкий с ним солидарен. «Украинский рекламный рынок, который обеспечивает жизнедеятельность телеканалов, небольшой. Поэтому нужна программа государственной помощи для производства местного продукта», — подчеркнул он. По словам Богуцкого, в Украине достаточное количество продакшенов, которые смогли бы закрыть потребность отечественных вещателей. О готовности насытить местный рынок говорит и собственник украинского кинопродакшена Film.ua Сергей Созановский. «В Украине все телевизионные группы совокупно тратили в полтора раза больше средств, чем заработали на рекламе. Для изменения ситуации в лучшую сторону необходимо изменить законодательство,» — добавил он. Помимо производства для внутреннего рынка, Созановский считает возможным выпускать кинопродукцию на внешние рынки. Согласно его прогнозу, если снять в Украине 20 зарубежных сериалов, это принесет около $ 1 млрд.
Неудачная попытка
Однако, как рассказал «Капиталу» член Нацсовета Григорий Шверк, просьба регулятора пока не была положительно воспринята Минфином. «Окончательного решения еще нет, но, по моей информации, наше предложение на сегодняшний день не нашло поддержки», — рассказал он.
Телевизионщики не теряют надежды. «Бюджет еще не принят. Мало того, грядут выборы в Верховную Раду. Считаю, что этот вопрос уже должен рассматривать ее новый состав», — отметил Александр Богуцкий.