В Украине остановлена работа заводов, участвующих в государственной программе утилизации вооружения, военной техники и другого военного имущества. Об этом «Капиталу» сообщили сразу несколько представителей предприятий отрасли. «С начала года практически остановлена утилизация избыточных и непригодных боеприпасов, Министерство обороны решило сэкономить, используя метод подрыва», — рассказал на условиях анонимности директор одного из таких заводов.
В Минобороны, отвечая на официальный запрос «Капитала», сообщили, что «по отдельному поручению министра» приостановлена выдача боеприпасов предприятиям для утилизации. По данным министерства, это сделано с целью более рационального использования бюджетных средств. К тому же Минобороны начало подготовительные работы к утилизации боеприпасов методом подрыва на полигонах, что более выгодно с экономической точки зрения.
«В настоящее время проводится анализ боеприпасов, которые по своим конструктивным особенностям не обеспечивают безопасной разборки на элементы. Экономически целесообразно осуществлять утилизацию методом подрыва», — говорится в ответе министерства.
Министр обороны Павел Лебедев в разговоре с корреспондентом «Капитала» заявил, что говорить об остановке утилизации не следует. «Программа не остановлена. Была проведена ревизия. Она показала, что прикрываясь тем, что заводы казенные, утилизацию боеприпасов одного типа на разных предприятиях оценивали от 2,5 до 6 тыс. грн. Это нужно прекратить», — сказал Лебедев.
В бюджете Украины на 2013 г. на мероприятия по утилизации предусмотрено 191,239 млн грн. Годом ранее на эти цели было заложено 311,829 млн грн, из которых реально было выделено 222,144 млн грн.
Директор казенного завода «Импульс», также исполняющий обязанности директора казенного завода «Звезда» (выполняют государственную программу по утилизации) Евгений Чернов подтвердил наличие проблем с отгрузкой боеприпасов на предприятия. «По закону, в І квартале года предприятия утилизируют 20 % от договоров прошлого года. Мы уже закончили квартал и успели вывести свой заказ. Насколько я слышал, у некоторых заводов были проблемы», — отметил Чернов.
Бывший директор департамента утилизации ракет и боеприпасов Минобороны Владимир Попович сообщил «Капиталу», что продажа продуктов, полученных в результате переработки боеприпасов, позволяет в среднем вернуть до 10 % от затраченной суммы.
«Установить контроль над оружием, которое утилизируется путем подрыва, сложнее, чем когда оно разбирается на заводах», — уверен представитель одного из таких предприятий.
«За все эти годы Украина так и не отработала программу по утилизации боеприпасов. С такими темпами она может растянуться на 70‑80 лет. Метод подрыва является крайне неэффективным как с экономической, так и с точки зрения безопасности», — уверен первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах.
Государственной целевой оборонной программой утилизации обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего использования и хранения на 2008‑2017 гг., утвержденной постановлением Кабинета министров от 22 октября 2008 г., предусмотрено утилизировать в 2013 г. 58,4 тыс. т боеприпасов. Согласно официальному ежегодному изданию Минобороны «Белая книга-2012. Вооруженные силы Украины», в минувшем году было утилизировано 50,4 тыс. т боеприпасов, что составляет 61 % от плана. Недофинансирование выполнения работ по утилизации боеприпасов по состоянию на конец 2012 г. составило более 1 млрд грн. Вместе с тем, на складах оставались 15 тыс. единиц избыточного вооружения и военной техники, более 81 тыс. т военно-технического имущества, около 1,1 тыс. т опасных химических веществ, непригодных для использования по назначению. Все названное требует утилизации. По оценкам Центра исследований армии, конверсии и разоружения в Украине сохраняется не менее 1,5 млн т боеприпасов, которые необходимо утилизовать.
Как уже сообщал «Капитал» (см. номер от 9 апреля), реализация в Украине второго этапа программы Трастового фонда НАТО «Партнерство во имя мира» по утилизации боеприпасов, стрелкового оружия и легких вооружений находится на грани срыва. Необходимые для осуществления этого этапа средства оценивают в € 25 млн, а деньги получены только от семи стран-доноров. При этом первый этап профинансировали 18 участников.