Владимир по долгу службы частенько ездил в Германию в командировки. Однажды во время дружеского ужина немецкий коллега Юрген предложил отправиться на уик-энд вместе с семьей к Альпийским озерам. Каково же было удивление нашего соотечественника, когда на следующий день он увидел во дворе дома своего приятеля большой Hymer Exsis-i!
Туристский автомобиль, или кемпер, имеет на борту все необходимое для комфортабельного передвижения всей семьей или с друзьями: удобные спальные места, санузел, душ, кухню и прочие удобства.
На любой вкус
Помимо узкоспециализированных компаний (Airstream, Burstner, Dethleffs, Hobby, Hymer, Knaus), кемперы небольшими партиями выпускают хорошо известные автопроизводители — Fiat, Mercedes-Benz, Renault, Volkswagen и др. Все транспортные средства для путешествий условно можно разделить на несколько подкатегорий.
Жилой прицеп — это полноценный дом на колесах с набором бытовой техники, санузлом и комплектом мебели. Такие автомобили могут отличаться количеством осей и размерами.
Альковены отличаются от остальных кемперов выступом над кабиной водителя — альковом, в котором располагается двуспальная кровать. Из-за такой надстройки кемперы имеют высоту более 3 м и могут содержать до семи спальных мест. Стандартный набор удобств включает кухню и столовую с полным комплектом мебели и дополнительного оборудования, совмещенный санузел.
В частично интегрированных кепмерах, как и в альковенах, жилой отсек устанавливается на шасси с уже имеющейся кабиной. Но из‑за отсутствия альковной надстройки такие машины ниже и компактнее, а поэтому маневреннее и экономичнее. Они рассчитаны на четыре-пять спальных мест.
Кемперы класса «дом на колесах» являются наиболее габаритными и комфортабельными. Для их постройки используется «голое» шасси, на которое монтируется кузов вагонного типа. Модели этого типа имеют эксклюзивный дизайн, отличаются улучшенной отделкой и имеют индивидуальную планировку. В салоне предусмотрены специальные отсеки для размещения крупногабаритных грузов и различного багажа. Обычно количество спальных мест в таких кемперах не превышает четырех-пяти. Надо сказать, они могут не только использоваться для отдыха и путешествий, но и служить прекрасными офисами на колесах.
Туристические минивэны повышенной комфортности, как правило, выпускают небольшими сериями автомобильные компании. В кемперах такого типа жилой модуль встроен в цельнометаллический кузов серийного минивэна. Они могут иметь подъемную крышу-палатку или оснащаться специальной откидной крышей-навесом. На время отдыха пассажирские сиденья трансформируются в два спальных места, а в салоне можно организовать удобную столовую.
Для любителей экстремального отдыха на лоне дикой природы есть версии автодомов, монтируемых на шасси автомобиля повышенной проходимости, грузовика или пикапа.
Значительные детали
Если нет возможности приобрести новый кемпер или жилой прицеп, при выборе подержанного экземпляра стоит внимательно изучить его конструкцию и оценить состояние имеющегося на борту оборудования. В отличие от Европы, где рынок и сервис караванов очень развит, в нашей стране с поиском кузовных запчастей могут возникнуть серьезные проблемы.
Главная деталь каравана — кузов, который изготавливается из деревянных панелей. Поэтому важно тщательно обследовать все деревянные элементы на наличие следов сырости или подтеков. Следует обратить внимание на уплотнители стекол — на них не должно быть трещин. Отсутствие или повреждение внешних деталей каравана — веский повод для снижения цены. При осмотре кузова прицепа стоит заглянуть в багажный отсек, где расположены аккумулятор, газовый баллон, домкрат, противооткатные башмаки и запаска. Если внутри и снаружи багажника есть трещины, при частых перегрузках он может оторваться от кузова.
При покупке обязательно нужно проверить состояние встроенной бытовой техники и сантехнического оборудования. Если использовался некачественный газ, могли забиться форсунки плиты (самостоятельно их чистить не рекомендуется — газ взрывоопасен!). Следует протестировать во всех режимах и газовый нагреватель воды.
Полюбить трассу
При покупке каравана для начала нужно определиться с размерами и весом прицепа. Компактный автомобиль вполне справится с одноосными моделями массой до 1 т. Для буксировки двухосных прицепов весом свыше тонны потребуется мощная легковушка D-класса, микроавтобус или внедорожник. Не стоит забывать и о месте последующего хранения, ведь большую часть года караван будет «жить» на парковке или стоянке.
Приобрести жилой прицеп или автодом можно так же, как и обычный автомобиль. Для этого достаточно просмотреть объявления в специализированных изданиях, например «Автобазар» или «Автофотопродажа», а также на сайтах caravan-center.com.ua, autobazar.ua, auto.ria.ua. Есть в интернете и специализированные украинские интернет-порталы, посвященные караванингу: caravaning.in.ua, caravanua.com.
Более-менее приличный жилой прицеп в Украине обойдется примерно в $ 3‑4,5 тыс. За туристический минивэн Rimor Horus 30 на базе Ford Transit 2009 г. в. придется выложить около $ 50 тыс. Примерно за те же деньги можно найти кемпер альковного типа Rimor SuperBrig 677. Более крупные полуинтегрированные модели, например Sunlight на шасси Fiat Ducato, стоят в пределах $ 60‑65 тыс. Ну, а полноценные автодома обойдутся $ 100 тыс. и более.
Прицеп или дом на колесах можно взять в аренду. Стоимость подобной услуги в Украине — примерно $ 130‑150 в сутки плюс единоразовый сервисный сбор $ 100‑300 и залог от $ 1000.
Пока в Украине караванинг все еще молодое, но перспективное направление. Росту популярности кемперов в нашей стране может способствовать ее хороший туристический потенциал в сочетании с низким уровнем гостиничного сервиса.