Технології

вещание

В телевизоре запахло деньгами. Старый социальный телепакет готовят к смерти

Нацсовет предлагает сократить число каналов универсальной программной услуги
Фото: Иван Черничкин

Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания вчера предложил для обсуждения проект своего решения о значительном сокращении числа каналов универсальной программной услуги (УПУ). Об этом во время заседания сообщил глава регулятора Юрий Артеменко. Проект был подготовлен, по его словам, на основании обращений Госком­пред­принимательства и отраслевых ассоциаций ТВ-провайдеров («Укртелесеть», Телекомпалата). Обсуждение продлится в течение месяца. УПУ — своего рода социальный телевизионный пакет, который кабельные операторы должны в обязательном порядке вещать в сетях, собирая с абонентов только незначительную плату за его доставку в квартиру.

Не для цифровых новичков

Сейчас речь идет об аннулировании решения предыдущего состава регулятора 2012 г., согласно которому в УПУ были включены все телеканалы-лицензиаты на вещание в цифровых сетях «Зеонбуда». Таким образом, количество каналов обязательного для распространения в кабельных сетях социального ТВ-пакета увеличилось вдвое. До его принятия кабельные операторы обязаны были вещать без подписания коммерческих договоров 12‑17 каналов, которые присутствовали в аналоговом наземном эфире. А с 2012 г. — все 28 общенациональных каналов в сетях «Зеонбуда» и еще до 4 региональных (в зависимости от области).

Цель такого решения — обеспечить бесплатную раскрутку каналам-новичкам, которые попали в «цифру» «Зеонбуда». Многие кабельщики раскритиковали такой шаг регулятора. Ведь им пришлось расширять емкость своих сетей, чтобы добавить новых вещателей.

Теперь все за деньги

Президент крупнейшего кабельного оператора «Воля» Сергей Бойко считает, что решение 2012 г. было принято незаконно. Ведь в 2011 г. каналы получали цифровые лицензии не на эфирное вещание (только наполнение эфира они должны по закону дублировать в проводных сетях), а на многоканальное вещание. Поэтому он приветствует инициативу регулятора и полагает, что сокращение обязательных каналов предоставит провайдерам больше свободы в наполнении пакетов.

По словам Бойко, те цифровые каналы, которые не пользуются большой популярностью у зрителя, все равно смогут попасть в их сеть, даже если регулятор аннулирует решение 2012 г. Но при этом им придется самостоятельно оплатить расходы по их распространению. В частности, оборудование, позволяющее увеличить емкость сети вещания на 6‑7 каналов, стоит € 40 тыс. Кроме того, расходы на распространение одного цифрового канала в сетях «Воли» он оценивает в 30 тыс. грн в месяц, а аналогового — примерно 60 тыс. грн соответственно. Имеющиеся свободные места будут заполняться в сетях «Воли» по результатам опроса о предпочтении абонентов. Если они не захотят смотреть какой‑то цифровой канал, то ему придется платить за доступ к зрителю.

Амбиции каналов

Крупные телевизионные группы по‑разному относятся к инициативе. В частности, вчера на заседании объявили, что «Медиа Группа Украина» (СКМ) выступила против отмены расширенной УПУ. Это можно объяснить тем, что кроме хорошо раскрученного флагмана ТРК «Украина», у нее есть два цифровых новичка — «НЛО ТВ» и «Киноточка», доступ к кабелю для которых сейчас гарантирован.

Директор по стратегическому развитию StarLightMedia (СТБ, «Новый», ICTV, M1, QTV) Федор Гречанинов считает, что УПУ нужно отменять как понятие в целом. «В Европе все больше стран, в которых вещатели получают плату за ретрансляцию в кабеле, и эти доходы составляют существенную часть заработка медиахолдингов. Таким образом происходит нормальное перераспределение, в результате которого операторы платного телевидения передают часть своих доходов тем каналам, без которых их пакеты были бы малопривлекательными для пользователей», — говорит он. Сейчас абонент платит кабельщику ежемесячную плату за ТВ, но обычно провайдер не делится ею с телеканалом. Сегодня кабельный провайдер обязан платить за контент только премиум-каналам — как иностранным, так и украинского производства. Например, таким как «Футбол».

Сергей Бойко знает, что, к примеру, канал СТБ хотел бы брать с «Воли» плату за ретрансляцию канала в своих сетях. Он подходит к этому с пониманием, так как считает, что StarLightMedia все‑таки относится к телевидению как к бизнесу, а не как к элементу политического влияния.

В следующем году в Украине, согласно международному соглашению «Женева-2006», аналоговое ТВ вообще должны отключить. А значит, и УПУ в том виде, в котором она существует сейчас, исчезнет сама по себе. Соответственно, каналам и ТВ-провайдерам придется пересмотреть взаимоотношения. По мнению Бойко, к этому времени общество должно определиться, за что оно хочет платить. Это должно быть отображено в готовящемся новом законе «Об аудиовизуальных услугах» (идет на смену устаревшего закона «О телевидении и радиовещании»).

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама