«Ну что, дамы, я продаю? Эта художница будет стоить очень дорого. Вы ведь потом пожалеете», — подзадоривает покупателей перед финальным ударом молотка ведущий аукциона «Золотое сечение». Торги послевоенным и современным искусством один из крупнейших украинских аукционных домов провел вечером 25 сентября. Они стали первым коммерческим аукционом за последние два года в практике «Золотого сечения» и первым в году на отечественном арт-рынке вообще.
Несмотря на усилия аукциониста Вадима Гончаренко, которого совладельцы «Золотого сечения» Михаил и Алексей Василенко пригласили из Швейцарии, потому что «он умеет продавать», торги прошли не слишком оживленно. С молотка ушло менее 40 % лотов, которых всего было представлено 100. Оценочная стоимость работ молодых авторов составляла от $ 300 до $ 500, за произведения украинских звезд 1960‑1980‑х просили $ 5‑10 тыс. В большинстве случаев арт-объекты продавались по стартовой цене при единственном предложении из зала, по телефону или с сайта аукционного дома. Главной удачей стала продажа скульптуры «Время и пространство» молодого отечественного художника Алексея Золотарева. Абстрактное творение из стали и дерева при стартовой цене в $ 4 тыс. после оживленного торга между тремя претендентами ушло за $ 6 тыс. При этом произведения фаворитов — например, картины именитого художника-шестидесятника Виктора Зарецкого и российского андерграундного живописца и скульптора Михаила Шемякина (по $ 5 тыс.) остались без покупателей. Как и топ-лот — сет из десяти графических работ одного из лучших одесских нонконформистов 1960‑1980‑х Олега Соколова, выставленный за $ 10 тыс. «Торги — это всегда сюрпризы. На этом аукционе без них не обошлось», — прокомментировал результаты Михаил Василенко.
Впрочем, у подобных неожиданностей есть вполне логичное объяснение. Самыми активными покупателями на нынешних торгах стали новички — их, по словам Василенко, в зале собралось порядка 70 %. «Это очень хороший знак, свидетельствующий об оживлении на арт-рынке», — объяснил он «Капиталу». А произведения художников уровня Зарецкого, Шемякина и Соколова более интересны уже опытным коллекционерам, поэтому отсутствие спроса на них во время торгов Василенко назвал ожидаемым. Зато эти работы вместе с еще несколькими, например, абстрактным полотном «Старая хата» одного из лучших живописцев украинского неофициального искусства 1960‑1980‑х Акима Левича и акварелью «У моря» одного из основателей одесской живописной школы Станислава Сычева, нашли покупателей сразу после публичных торгов. Это стандартная аукционная практика, таким образом обычно продается 20‑30 % лотов. Постаукционные продажи нынешних торгов «Золотого сечения» уже составили 10 %.
«Общий результат торгов — 50 % (проданных лотов. — «Капитал»), это очень хороший показатель не только для сегодняшней ситуации, но и для мирного времени, когда рынок в большой активности», — резюмирует Михаил Василенко. Итогами он доволен. Тем более что, по его наблюдениям, все представленные сегменты — работы молодых авторов, произведения современных взрослых звезд, искусство 1960‑1990‑х — продавались в одинаковых пропорциях. «Это говорит о повышении активности разных групп коллекционеров», — поясняет Василенко «Капиталу». То есть реанимация отечественного арт-рынка, последние несколько лет пребывающего в затишье, — дело ближайшего будущего.