На заседании Кабинета министров 1 августа первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов сообщил, что правительство готово поддержать совместный проект Херсонского машиностроительного завода (ХМЗ) и немецкой компании Claas. «Поручаю министрам Николаю Присяжнюку и Игорю Прасолову изучить условия проекта и рассмотреть возможность предоставления государственных гарантий», — подчеркнул первый вице-премьер.
По его словам, запланированный объем производства комбайнов до 2020 г. составляет 7688 единиц (Claas Tucano 440‑200 ед., «Скиф» — 5488 ед.), в том числе в 2013 г. — 350 ед. (Claas Tucano 440‑150 ед., «Скиф» — 200 ед.). «Компания Claas планирует инвестировать в проект 1,7 млрд грн», — добавил Сергей Арбузов. Вчера ХМЗ представил первый зерноуборочный комбайн, собранный совместно с Claas.
Надежда аграриев
«Модернизация парка зерноуборочной техники в сотрудничестве с Claas позволит ХМЗ обеспечить потребности сельскохозяйственных производителей в качественной технике, увеличить валовое производство зерна на 7 млн т в год и одновременно уменьшить потери зерна при его уборке», — цитирует пресс-служба Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами слова руководителя департамента нацпроектов Юрия Гусева. Ежегодные потери урожая из‑за несвоевременности сбора составляют более 6 млн т зерна, что эквивалентно 12 млрд грн.
По словам директора по финансам и администрации Claas Хольгера Велька, в результате реализации этого проекта украинский агропромышленный комплекс будет лучше интегрирован в европейское пространство. «Кроме того, он сделает проще и доступнее модернизацию аграрной техники в Украине», — уточнил представитель Claas.
Резерв для роста
Председатель правления ХМЗ Александр Олейник рассказал «Капиталу», что у предприятия есть только единичные контракты. «Крупных лизинговых компаний, которые покупали бы большими партиями, пока нет. В основном наши клиенты — это конечный потребитель», — сообщил он и добавил, что часть деталей для комбайнов производится в Украине.
Как отметил Александр Олейник, следующим этапом сотрудничества с компанией Claas станет начало экспорта украинских комплектующих для сельскохозяйственной техники, которую будут производить на базе «Херсонмаша». «Стоимость комбайна — порядка 2 млн грн, и по сравнению с европейскими комбайнами цена не отличается», — отметил председатель правления ХМЗ.
Потеснить технику б / у
По данным Госстата, в 2012 г. на рынке новой сельхозтехники доля отечественных машин составила менее 10 %. «Украинские аграрии предпочитают иностранную технику», — утверждает глава Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар. Сильны также позиции производителей из стран СНГ, в первую очередь белорусов. В сегменте наиболее мощной техники (более 100 кВт) господствуют производители из США и Западной Европы. «Если говорить о рынке б / у, то сельхозпроизводители предпочитают скорее приобрести подержанную иностранную технику, чем новую отечественную», — констатировал Владимир Макар. «Западная б / у техника считается выше классом по производительности», — рассказал «Капиталу» старший аналитик ИК «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. Комбайны, которые производились на ХМЗ ранее, были не очень востребованы на украинском рынке, и в последние годы объемы производства были низкими.
Условия и качество
«Чтобы комбайны, собранные в Украине, по‑настоящему заняли рынок, нужно вводить какие‑то меры, например утилизационный сбор», — предполагает Алексей Андрейченко. Но основное — это возможность брать кредит на покупку под низкий процент, при условии что это отечественная техника и она соответствует степени локализации. «Таким образом создаются преференции», — считает аналитик. «Совместное производство комбайнов Claas на Херсонском машиностроительном заводе имеет неплохие перспективы в случае, если немцы смогут обеспечить высокое качество техники», — полагает Владимир Макар. Алексей Андрейченко также считает, что ситуация может измениться и отечественной техники на рынке станет больше. Для сравнения: в России 90 % зерноуборочных комбайнов — местного производства, порядка 5‑6 % — это Claas, оставшиеся — еще два крупных мировых производителя.