Пожалуй, лучшая иллюстрация к теме «Бизнес-климат в Украине» — количество свободных мест в бизнес-классе рейса Киев — Тель-Авив. Пять-шесть лет назад билетов на них было не достать. Особенно в начале недели в Киев и в конце — обратно. Сейчас ситуация противоположная. Новые лица в бизнесе почти не появляются, а старые думают о том, как бы сбежать, продав свои украинские активы. Людей с рынка подчас гонит банальный страх потерять свой бизнес, и в этих условиях никакая норма прибыли не кажется достаточной.
Привлекательность страны для бизнеса можно измерять неким соотношением, где в числителе — рентабельность, а в знаменателе — совокупный коэффициент рисков. В стране, где инвестиции защищены, а правила игры просты и понятны, можно соглашаться на невысокую норму прибыли. Но там, где рейдерство и искусственное банкротство — норма, суды не просто коррумпированы, а еще и вертикально подчинены исполнительной власти, чиновники никогда и ничем не отвечают за необоснованные отказы и создание неблагоприятных для бизнеса условий, силовые структуры и таможня используются в конкурентной борьбе, ограничиться обычной нормой прибыли никак нельзя. Так, в странах с серьезными рисками невозврата банки держат высокий заемный процент, а страховые компании в ответ на увеличение страховых выплат поднимают тарифы — иначе они просто разорятся. Кроме того, бизнес в рисковой зоне предполагает регулярную «фиксацию прибыли». Это значит, что бизнесмен, даже если дела у него идут хорошо, постоянно выводит часть денег (обычно за границу) — такой себе «зонтик» на случай внезапной рукотворной «непогоды».
Следует четко и ясно понимать, что с 2008 г., когда значение числителя (рентабельность) резко упало, компенсировать это стало возможно только пропорциональным уменьшением знаменателя (рисков). Но в Украине государство оказалось совершенно неспособным изменить стратегию развития, переориентировав приоритеты с крупного бизнеса на малый и средний.
Конечно, для наследников директивной экономики ставка на крупный бизнес естественна. Особенно в стране, где коррупция государствообразующа, а парламент и правительство в значительном числе — ставленники олигархов. И все же пустой бюджет и тотальная зависимость от цен на часть экспорта и на энергоносители должны бы заставить правительство задуматься.
Единственное спасение — ставка на малый и средний бизнес с импортозамещением и ростом внутреннего потребления. К сожалению, то, что мы назвали выше знаменателем и считаем рисками для бизнеса, является одновременно основой благосостояния правящей бюрократии и олигархии. А это не дает никаких оснований для оптимизма.