В I квартале 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года производство легковых автомобилей сократилось на 63,4 %, по данным Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром». За три месяца все заводы страны произвели 6434 автомобиля (см. таблицу). В сравнении с пятикратным падением производства, зафиксированным в январе, ситуация несколько выровнялась, однако о стабилизации говорить преждевременно.
Главным фактором, повлиявшим на показатели в январе-марте, стало введение утилизационного сбора в России в размере 25 %. Как следствие — российский рынок оказался фактически закрытым для украинских производителей, ориентированных на его нижний ценовой сегмент. По разным оценкам, до введения утилизационного сбора свыше половины автомобилей украинского производства направлялись на экспорт, из них 90‑95 % — в Россию. Введение утилизационного сбора привело к подорожанию украинских автомобилей и автобусов на $ 1‑14 тыс. за единицу, сообщили «Капиталу» в корпорации «Укравто». При этом, по словам директора департамента маркетинга и экономического анализа «Укравтопрома» Георгия Овсянникова, в падении производства свою роль сыграли и остановки заводов в связи с переоснащением, а также снижение продаж на внутреннем рынке.
По мнению участников рынка, переломить негативную для украинских заводов тенденцию сможет введение пошлин на импортные автомобили. Межведомственная комиссия по международной торговле с 14 апреля вводит специальные пошлины на импорт легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя от 1 тыс. куб. см до 2,2 тыс. куб. см в размере 6,46‑12,95 % от их стоимости. «Эти изменения должны повысить спрос на отечественные автомобили», — сказал старший аналитик компании «Арт-Капитал» Алексей Андрейченко. Само введение пошлин еще будет рассматриваться Киевским административным судом 11 апреля, однако автопроизводители уверены, что они все же будут введены.
По мнению Андрейченко, вопрос заключается скорее в том, насколько быстро наступит эффект от введения пошлин. В марте продажи автомобилей выросли на 60 % по сравнению с февралем текущего года. «Помимо того, что выросли объемы продаж, импортеры стараются завезти как можно больше автомобилей, чтобы потом продавать по старым ценам», — добавляет он. «В связи с этим эффекта от введения пошлин на производстве и продажах в первые два месяца мы не увидим», — считает эксперт.
На введение спецпошлин рассчитывает и корпорация «Богдан», которая прогнозирует увеличение производства легковых автомобилей на 25 %, до 15 тыс. единиц на своих заводах. Крупнейший производитель легковых автомобилей — Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) — предварительно заявлял о намерении сократить производство автомобилей в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 26,6 %, до 30 тыс. автомобилей. Однако эксперты считают, что после введения пошлин ЗАЗ может скорректировать свои планы в сторону повышения. «Увеличения производства автомобилей по сравнению с прошлым годом не стоит ожидать раньше июня», — полагает Андрейченко.