Інтереси

транспорт

В нашей стране любители добираться на работу велосипедом вынуждены платить за удовольствие избытком адреналина

В нашей стране любители добираться на работу велосипедом вынуждены платить за удовольствие избытком адреналина
Киевские менеджеры пересядут на велосипеды, если им предложат безопаснуюинфраструктуру
Фото: УНИАН

В Киеве, по оценке компании Veliki.ua, на тысячу жителей приходится около 200‑250 велосипедов, тогда как в Нидерландах — 1010, в Дании — 980, Германии — 900, Швеции — 463 и Финляндии — 596.

Большая разница

Что касается протяженности велодорожек, то и здесь столица Украины намного отстает от европейских городов. Приблизительно 25 км, и большинство из них расположено в парках, то есть предназначены в первую очередь для велопрогулок. Короткие отрезки дороги, специально оборудованные для велосипедистов, есть на Днепровской набережной (400 м), две другие идут вдоль ул. Здолбуновской (4,7 км) и вдоль пр. Бажана (6 км).

Во Львове при содействии немецкого Общества технического сотрудничества разработан план поэтапной постройки велосипедной сети. В прошлом году была оборудована первая дорожка, проходящая по ул. Липинского (400 м). Единственная дорожка в Одессе на Трассе здоровья (5,5 км). Для сравнения: в Лондоне для велосипедистов отведено 900 км дорог, в Амстердаме и Хельсинки — 600 км и 700 км соответственно, в Ко­пенгагене — 300 км.

Велодорожки — любимая тема политиков, если им нужно сделать хороший PR. К примеру, когда в очередной раз встал вопрос об отставке мэра столицы, его команда разработала «Программу обустройства и развития велосипедных дорожек в Киеве на 2010‑2012 гг.». В соответствии с этим документом, в Киеве за три года предполагалось проложить 17 веломаршрутов общей протяженностью 161 км, на создание которых из городского бюджета планировалось выделить 80 млн грн. Программу депутаты утвердили, но дальше этого дело не пошло.

Велодорожки — отнюдь не прихоть, а для велосипедистов в буквальном смысле вопрос жизни и смерти. «После того как я несколько раз опоздал на важные встречи, я купил велосипед и решил отныне ездить по городу только на нем, благо мой офис находится недалеко от дома», — рассказывает директор копирайтинговой компании Олесь Краштовский. Но радость его была недолгой. С началом осени, когда возобновилась деловая активность и все вернулись из отпусков, передвигаться рядом с потоком машин вне велодорожки стало опасно. «К сожалению, культура поведения на наших дорогах оставляет желать лучшего. А после того как на моих глазах автомобиль сбил такого же, как я, велосипедиста, я пересел обратно в машину. С тех пор на все важные переговоры выезжаю заранее либо пользуюсь метро», — говорит менеджер.

«Поворот налево на перекрестке всегда сопряжен с риском попасть под колеса автомобиля», — сетует убежденный велолюбитель, учредитель одной из столичных рекламных компаний Егор Соболев. По его словам, существенно облегчить жизнь велосипедистов могла бы простая установка специальных светофоров хотя бы в самых популярных среди велолюбителей местах, например при выезде на набережную. «Зеленый сигнал на таких светофорах должен загораться на несколько секунд раньше, чем для автомобилей. За это время велосипедис­ты успеют проехать перекресток, не пересекаясь с автомобильным потоком», — объясняет он.

Парковка под ключ

Отсутствие велопарковок — еще одна проблема Киева. Хозяевам байков приходится пристегивать свой велосипед к любому более-менее подходящему предмету: столбу, дереву, ограде. Это неудобно, как для самого велосипедиста, так и для окружающих, и не может обеспечить необходимый уровень безопасности. «Одно время я ездил по выходным в офис на велосипеде, — сообщил директор компании AllMax Максим Корниенко. — Пристегивал его обычно к ограде у входа в супермаркет. Причем замок купил недешевый — более 200 грн. Но как‑то раз выхожу после работы — байка нет. С тех пор катаюсь на велосипеде только в парке, после чего ставлю его в гараж».

Впрочем, вопрос велопарковок решается с гораздо большим энтузиазмом, чем проблема обустройства велодорожек. Первые велопарковки появились на остановках общественного транспорта на Русановской набережной (на шесть мест), а также возле станций метро «Позняки» и «Харьковская» (на десять мест каждая). Есть специальные места для байков и в большинстве других районов. «Киевтранспарксервис» установил велосипедные парковки и в центре города — на ул. Владимирской, 50 и ул. Крещатик, 36.

Теоретически велосипедисты, приехавшие в центр города, могут оставить свой велосипед и отправиться дальше пешком или воспользоваться общественным транспортом. Проблема в том, что велопарковки постоянно ломают автомобилисты, ставя на их место дорогие машины, или сносят продавцы передвижных кофеен. Так что рассчитывать на то, что в нужное время найдется подходящее место для велосипеда, не приходится.

Альтернативный вариант — обустроить собственный байк-паркинг. Сейчас во многих городах Украины есть фирмы, продающие готовые велопарковки. К примеру, компания «Велопарксервис» предлагает более 30 их видов, включая модели из гранита (цены на самую простенькую парковку стартуют от 350 грн). Есть одноместные варианты, рядные, двухсторонние, настенные, дизайнерские, крытые. Можно также заказать парковку по собственному эскизу. Среди сопутствующих услуг фирм-продавцов — прокат велосипедов, техническое обслуживание, а также сезонное хранение байков.

Удовольствие напрокат

Руководитель компании Veliki.ua Алексей Кушка считает, что одним из самых эффективных факторов, способствующих увеличению количества велолюбителей, является динамичное развитие сетей проката велосипедов. Это весьма недорогое удовольствие: от 45 грн за полдня, аренда за час — от 20‑25 грн. Но после аренды байка, как правило, многие клиенты покупают собственный велосипед, заверил собеседник.

Поскольку услуга проката становится все более востребованной, число пунктов аренды растет как на дрожжах. Например, у Veliki.ua только в Киеве 15 точек проката в каждом районе города и одна в Пирогово. Арендовать велосипед можно во Львове, Бахчисарае, Ивано-Франковске, Одессе, Днепропетровске, Кривом Роге. Фирма Veloprokat располагает тремя пунктами проката в столице, есть свои точки в Бахчисарае и Яремче. Прокат велосипедов предлагают многие веломагазины.

Менталитет не тот

Западная Европа давно признала пользу велосипеда. Кроме активного развития велосипедной инфраструктуры применяются дополнительные стимулы. Например, в Нидерландах госслужащим, ездящим на работу на велосипедах, за каждый велокилометр государство платит € 0,15. В среднем это приносит ежемесячную прибавку к доходу в размере € 60.

Кроме высокоразвитой велосипедной инфраструктуры, в Копенгагене есть 1 тыс. муниципальных велосипедов, предоставляемых гражданам для поездок по городу. Залог за них — всего 20 крон. В таких условиях огромное количество людей ездят на велосипедах на работу. В этом смысле украинским городам до датской столицы далеко.

Велосипед не подходит нам не только из‑за климата, грязи, отсутствия велосипедных дорожек, парковок, хамов-водителей, но и особенностей менталитета. В то время как в некоторых западноевропейских государствах на велосипедах передвигаются не только обычные граждане, но даже мэры городов, в Украине этот вид транспорта чаще всего всерьез не воспринимают, считая его в лучшем случае приспособлением для активного отдыха. «Бизнесмен или чиновник на велосипеде для нас, украинцев, согласитесь, выглядит несолидно, ведь большинство до сих пор считает автомобиль не средством передвижения, а показателем социального статуса, — подчеркнул Егор Соболев. — Кстати, я убежден, что если бы кто‑то из политиков или общественных деятелей пересел на велосипед, его рейтинг мгновенно повысился бы».

Как бы то ни было, у велосипедов есть будущее. По данным опроса компании Veliki.ua, 60 % киевлян готовы использовать велосипед в качестве общественного транспорта при наличии соответствующей инфраструктуры — велодорожек и велопарковок. Среди основной категории велолюбителей — люди до 35 лет. Однако и среди респондентов старше 45 лет утвердительно ответили 40 %. Алексей Кушка говорит, что среди тех, кто уже предпочел машине велосипед, — в основном айтишники, причем самого разного статуса и уровня дохода. «Эти люди всегда первыми реагируют на позитивные веяния времени, — полагает Алексей. — Им абсолютно все равно, что о них думают окружающие».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама