Мода на карманные часы выходит на новый виток развития. Отличие от золотого века часового производства состоит в том, что новое поколение часов на цепочке на часы совсем не похожи.
Карманные часы — как переднеприводные автомобили — это бессмертная классика. Их продолжают выпускать независимо от направления часовой моды. Правда, внешность карманных часов за триста с лишним лет изменилась так же сильно, как и нормы морали. Взгляните на турбийон RM20, выпущенный мануфактурой Richard Mille. Рекламные постеры предлагали носить эти космические часы на шее. Действительно, зачем прятать в кармане шедевр стоимостью $400 тыс.! В 2008 году такие часы воспринимались как эксцентричная выходка знаменитого французского дизайнера. Но прошло два года, и все заговорили о новом, то есть хорошо забытом старом, тренде — моде на карманные часы.
В 2010 году сразу несколько мануфактур отмечали юбилеи, и чтобы подчеркнуть свой солидный возраст, намеренно выпускали часы «под старину». Bovet Fleurier отметилась часами Tourbillon Ottana ($ 300 тыс.) для итальянского автомобильного дизайн-ателье Pininfarina, отмечавшего 80‑летний юбилей. Ювелирный дом Chopard в честь своего 150‑летия создал карманные часы L. U. C. Louis-Ulysse — The Tribute, а немецкая мануфактура A. Lange & Söhne по случаю 165‑летия — ремейк часов Grande Complication, выпущенных в 1902 году в одном экземпляре.
Ничего не отмечавшие Girard-Perregaux, Breitling, Parmigiani Fleurier — все начали выпускать карманные часы. Последняя мануфактура посвятила свой шедевр математику Леонардо Пизано по прозвищу Фибоначчи. Часы Fibonacci Pocket Watch до сих пор входят в десятку самых дорогих в мире. Механизм, оснащенный вечным календарем и указателем фаз Луны, в корпусе с инкрустацией в виде лотоса, иллюстрирующего принцип золотого сечения Фибоначчи, стоит $ 2,4 млн. Если не украшать корпус бриллиантами, рубинами, сапфирами и изумрудами общим весом почти 50 карат, цена, как и потребительский интерес, была бы гораздо ниже. Заявки на Fibonacci Pocket Watch принимаются до сих пор, но имейте в виду, что на их изготовление уходит два года.
Современный мир карманных часов стоит на двух китах, которые плывут в разные стороны: одни мануфактуры создают ультрасовременные механизмы с применением новых материалов, другие ничего не хотят слышать о прогрессе и делают часы по технологиям столетней давности. Президент Longines Вальтер фон Кенел так описывает карманные часы Lepine 180th Anniversary Limited Edition: «Массивный, тяжелый золотой корпус и наш эксклюзивный механизм, разработанный еще в начале XIX века». Этим же ретро-путем вместе с Longines идут Bell & Ross и Parmigiani Fleurier, выпустившая Bugatti Tourbillon ($ 200 тыс.). Чтобы стать обладателем этих часов, придется потратить еще миллион евро на покупку автомобиля Bugatti Galibier, частью которого являются эти часы: они устанавливаются в специальную ячейку на приборной панели.
А вот флорентийская мануфактура Panerai, многолетний поставщик измерительных приборов для ВМС Италии, является сторонником «новой школы» карманных часов. Созданные ею Tourbillon GMT Ceramica ($ 215 тыс.) нуждаются в просторном кармане: их диаметр — 59 мм. Сделанный из оксида циркония корпус обладает рекордной твердостью — он в пять раз тверже стали.
Цена часов U-65 итальянской мануфактуры U-Boat еще не объявлена, но предполагают, что она будет сопоставима с ценой нового Ferrari. Таких часов произведено всего 99 экземпляров. Двухсотграммовый U-65 в корпусе из авиационного титана и двухмиллиметрового сапфирового стекла оснащен тремя часовыми механизмами, позволяющими наблюдать время сразу в трех часовых поясах, — вещь безусловно необходимая для джетсеттеров и часто путешествующих бизнесменов.
А вот не самые дорогие из перечисленных ($ 400 тыс.), но самые эффектные карманные часы UR-1001 Zeit Device от Urwerk и часами‑то назвать сложно. Тем не менее этот прибор показывает время и не только. «Нулевой девайс» оснащен индикатором дня и ночи, 100‑летним и 1000‑летним индикаторами и даже индикатором замены масла.
Часовые эксперты все как один говорят, что карманные часы вернулись всерьез и надолго: они невероятно красивы, а благодаря механизму большого диаметра даже более надежны, точны и долговечны, чем наручные. Самые смелые в своих прогнозах даже предполагают, что изобретенный Леви Страусом watch pocket — правый верхний карманчик на джинсах, где сегодня обычно носят смартфоны и зажигалки, вновь начнут использовать по назначению.