Фінанси

госмонополии

Антимонопольный комитет засомневался в обоснованности стоимости билетов «Укрзалізниці»

Антимонопольный комитет засомневался в обоснованности стоимости билетов «Укрзалізниці»
АМКУ решил проверить формирование «Укрзалізницею» стоимости проезда для пассажиров
Фото: УНИАН

Антимонопольный комитет Украины приступил к мониторингу стоимости проезда для пассажиров на регулярных рейсах «Укрзалізниці», а также в скоростных поездах «Интерсити+».

Об этом в пятницу «Капиталу» заявил директор департамента исследований и расследований АМКУ Виталий Абасов.

При разработке методики расчетов тарифов АМКУ настаивал, чтобы она формировалась на таких показателях расходов, которые бы учитывали фактическую инвестиционную составляющую, а не плановую, как это происходит сейчас.

По словам Виталия Абасова, ключевым вопросом в доработке методологии была нехватка оборотных средств «Укрзалізниці» для обновления подвижного состава. Комитет сделал госмонополисту соответствующие замечания, но они были учтены не в полной мере.

Как рассказал «Капиталу» сотрудник департамента комитета, результаты начатого исследования могут послужить поводом для полноценного расследования в отношении «Укрзалізниці». АМКУ планирует закончить исследование до конца года, тогда же может быть принято решение о возбуждении дальнейшего расследования.

«Наша позиция такова, что в любом случае стоимость той или иной услуги, размер того или иного тарифа должны быть основаны не на завышенных затратных статьях, а на реальных. Это не наше ноу-хау, а практика всех цивилизованных обществ», — подчеркнул чиновник АМКУ.

Повод для разбирательства

Формальных причин, чтобы приступить к изучению экономической обоснованности стоимости билетов, у АМКУ было несколько. В начале июля Министерство инфраструктуры по инициативе «Укр­залізниці» приняло решение о поэтапном увеличении цены на проезд в плацкартных и купейных вагонах — на 10 % в июле и на 10 % в октябре.

За счет этого к концу года предприятие планировало дополнительно получить 270 млн грн, уменьшив таким образом убыточность пассажирских перевозок. Ранее министр инфраструктуры Владимир Козак сообщал, что вырученные от повышения тарифов средства, в частности, будут использованы для ремонта подвижного состава.

Как сообщил чиновник из АМКУ, официальной причиной, послужившей началу исследования, стала информация СМИ о завышении тарифов, в том числе и на проезд в «Интерсити+». Хотя еще зимой, когда поезда регулярно ломались и пресса не умолкала о проблемах «Укрзалізниці», ведомство не поднимало этот вопрос.

В конце января председатель АМКУ Василий Цушко заявлял, что комитет не будет вмешиваться в вопрос ценооб­разования железнодорожных перевозок на поездах Hyundai Rotem и Skoda Vagonka, которые Украина закупила в рамках подготовки к чемпионату Европы по футболу Евро-2012, так как из‑за негативной информации в СМИ пассажиры и так практически не пользуются их услугами.

Неизбежное повышение

Опрошенные «Капиталом» эксперты не берутся прогнозировать дальнейшее развитие событий и вероятность возбуждения дела против «Укрзалізниці» за злоупотребление монопольным положением. Но сходятся во мнении, что повышение стоимости проездных билетов было неизбежным.

270 млн грн

поступлений

планирует дополнительно собрать «Укрзалізниця»

за счет двойного 10 %-го увеличения тарифов

на пассажирские перевозки

Как рассказал «Капиталу» независимый эксперт транспортной отрасли Александр Кава, даже действующий тариф не покрывает всех расходов железной дороги на перевозку пассажиров. «Игра между плановыми и фактическими затратами — это чистой воды популизм со стороны антимонопольного комитета», — утверждает он.

Аналитик международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин отметил, что сейчас «Укрзалізниці» все сложнее перекрывать убытки от пассажирских перевозок за счет грузовых. Ведь большинство грузоперевозок уже осуществляют частные операторы, поэтому предприятие не получает тех прибылей, которые были ранее.

С другой стороны, обращает внимание эксперт, большой проблемой для железнодорожной отрасли остается отсутствие необходимых институтов, в частности, полноценного функционирования Национальной комиссии по регулированию транспорта. По мнению аналитика, именно такого рода государственная комиссия должна была бы учитывать все спорные нюансы тарифообразования, касающиеся плановых и фактических расходов железной дороги.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама