В 2014 году Нацбанк взял курс на активный вывод с рынка неплатежеспособных и схемных банков с целью защиты интересов вкладчиков и кредиторов, а также общего оздоровления банковской системы.
В прежние годы широко применялась практика регистрации нового банка «под проект». В результате на 1 января 2014-го в Украине насчитывалось 180 банков. Сколько из них занималось классическим банкингом, а сколько привлекало депозиты населения для оплаты «управленческих решений» акционеров — известно в узких кругах. В борьбе за здоровье банковской системы важно соблюсти принцип «не навреди». Как не жаль, но у меня нет уверенности в его соблюдении самим регулятором, иначе сложно объяснить участившиеся манифестации вкладчиков под стенами НБУ по защите банков от его действий.
Не знаю как у вас, но у меня возникло стойкое ощущение, что из нас, клиентов банков, настойчиво пытаются сделать бандерлогов. Вызвано оно в том числе и недавним заявлением главы НБУ Валерии Гонтаревой о постановке задачи населению: поддержать меры НБУ по урегулированию кризиса в банковской системе. Мы с вами, оказывается, обязаны поддержать и разделить груз ответственности. Однако, как известно, вкладчики банков в штате НБУ не состоят и по приказу доверием к банкам проникнуться не могут.
Гипнотическими призывами и увещеваниями эффективного результата не добьешься. Необходимо отказаться от управления в стиле «Каа — бандерлоги» и перейти к системе управления в постоянном диалоге как с банками, так и всеми группами стейкхолдеров банков. Логика принимаемых регуляторных решений должна быть понятна каждой из целевых групп — экспертам, СМИ, обществу.
Проблемные банки будут появляться до тех пор, пока собственники и менеджмент банков будут вне системы сдерживания и противовесов, которую обеспечивает эффективное корпоративное управление. Одной из главнейших задач банковского надзора для НБУ должно стать обеспечение фактического выполнения акционерами банков обязанностей по защите интересов финучреждения и всех групп заинтересованных сторон.
Для руководства НБУ пришло время перейти от декларации приверженности принципам корпоративного управления к реальным действиям. Одним из таких шагов может стать развитие института независимого директора с функционалом, направленным на урегулирование конфликта интересов акционеров, менеджмента и вкладчиков. Кроме того, регулятор мог бы взять на вооружение опыт Беларуси, где центральный банк играет основную мотивационную роль в применении лучших практик корпоративного управления. Увидев действенные шаги Нацбанка по защите прав вкладчиков и его открытую политику коммуникации с обществом, мы перестанем ощущать себя бандерлогами и вернем доверие к банкам своими вкладами.
Выплаты кредиты превратились в одной Украине в кредитное рабство и в тяжелую болезнь. Хочу сказать, что сейчас люди умные и уж, если берут кредит, то оценивают все риски. Бедолаги которых банки заманили в кредит до кризиса попали в это явление как в омут финансовых пирамид и должны, прежде чем платить, получить ответы на многие вопросы: Почему заманили низкими процентами в валютные кредиты? Почему обвалилась гривна, причем не сразу, а после того, как многие заемщики худо-бедно приблизились к финишу погашения кредита? Почему давали кредиты без учета доходов заемщиков? Почему брали поручительство от членов семьи заемщика, а не от работодателя, как гарантию возврата кредита и гарантию того, что заемщик не будет безпричинно уволен? Эти механизмы действуют в других странах, где государство заботится и о заемщике, и о банке. У нас процветают на этом поприще коррупция, обман и несправедливость. Основные проблемы с выплатами имеют заемщики валютных кредитов на покупку жилья — долг возрос в разы, а жилье не бросишь, как взятую в кредит машину или кофеварку. Причина получения кредита такими заемщиками одна — обеспечить жильем себя либо свои семьи ибо льготное государственное кредитование не работает. Причины поведения банка и государства, возложивших на заемщика все риски по выплатам сродни поведению рабовладельца. Возможность заемщику заработать, государство не предоставляет. Сплошные кризисы. Уже построили бы нас и отправили в другие страны, так и тут коррупция с оформлением виз. Банковские клерки сами раздавали деньги мошенникам под залог воздуха и под льготные условия, наверняка ни без вознаграждения, создав целые офисы для обслуживания особых клиентов, чья особенность заключалась в одном - они не собирались возвращать банку миллионы. Теперь долги таких своих приятелей банки мечтают возложить на плечи той же украинской женщины-хозяюшки, которая взяла кредит на покупку маленькой квартирки либо молодого специалиста, который работает на пяти работах. Банки! Не лейте слезы! Сообщите кто, почему и как обналил и выдал деньги именитым бегунам.