Украинские телеканалы и спутниковые платформы, предоставляющие свои услуги в нашей стране, платят за распространение телевизионного сигнала преимущественно спутникам Amos, Astra, а Hotbird, AzerSpace, AsiaSat около $ 30‑60 млн ежегодно. В такую сумму «Капитал» оценил этот рынок, основываясь на данных, предоставленных его игроками. Эта цифра может в несколько раз возрасти после запуска версий каналов высокой четкости HD (High Definition).
Свои расценки
Средний размер платы за вещание со спутника для украинского телеканала составляет $ 10‑14 тыс. в месяц, говорит гендиректор развлекательного телеканала Otv Владимир Орлов. А по оценкам гендиректора «НТВ+ Украина» Игоря Давыденко, сейчас за трансляцию каждого телеканала в стандартном качестве украинские медиагруппы платят до $ 10 тыс.
Однако гендиректор телеканала М1 Валентин Коваль считает, что стоимость спутникового вещания в среднем составляет $ 15‑25 тыс. «Цена разная для разных спутников, и финальная сумма зависит от собственно спутника, полосы, которую канал использует, и срока контракта», — объяснил собеседник «Капитала». Таким образом, около 70 вещателей ежемесячно отчисляют спутникам несколько миллионов долларов ежемесячно.
Больше всего открытых незакодированных каналов находятся на спутниках компании SES (Люксембург) — 59, на спутниках Amos — 38, AzerSpace — 6 (азербайджанский национальный спутник связи, запущенный в феврале прошлого года). «Сотрудничество с AzerSpace намного дешевле, но телеканалы выбирают его только для передачи своего сигнала в кабельные сети, а не для спутниковой трансляции», — говорит директор по развитию Viasat Петр Конов.
Третьим по популярности спутником для украинских домохозяйств является Hotbird, так как на нем есть большое количество русскоязычных телеканалов. Amos, Astra и Hotbird, висящие на разных орбитальных позициях, заставляют большинство зрителей устанавливать тарелку, направленную на три луча, которую за это давно окрестили Горынычем.
Сколько за трансляцию своих телеканалов платят спутниковые платформы, их представители не говорят, ссылаясь на условия контракта. «Транспондер с шириной луча в 36 МГц на спутнике Hotbird может стоить ежегодно $ 6 млн, такой же транспондер на Amos и Astra обойдется провайдеру в $ 4,5‑5,5 млн», — отмечает один из представителей спутникового провайдера.
По его словам, такой транспондер может вместить до 20 телеканалов обычного цифрового качества. Таким образом, если оператор «поднимает» на спутник около 40‑60 телеканалов, то услуги спутника обходятся ему в $ 10 млн ежегодно. Напомним, в Украине предоставляют свои услуги такие DHT-платформы (операторы платного спутникового ТВ), как Xtra TV, Viasat и «НВТ+ Украина». Также телеканалы на спутник «поднимают» государственное предприятие «Укркосмос» и провайдер цифрового телевидения компания «Зеонбуд». Спутниковую связь они используют как транспорт для доставки сигнала в кабельную и цифровую эфирную сети.
В перспективе — HD
Иностранные спутники смогут еще больше зарабатывать в случае массового перехода украинских телеканалов на вещание в формате высокого качества (HD). «Это неизбежно. В перспективе украинские телеканалы откажутся от своих SD-версий и будут вещать только в HD-формате», — прогнозирует Конов, добавив, что его компания уже «поднимает» на спутник украинские телеканалы в высоком качестве, например «112 Украина» и «Тонис».
Давыденко отмечает, что спутниковая трансляция HD-каналов обходится в четыре раза дороже, чем их обычная версия. Таким образом, стоимость такой трансляции может достигать $ 60 тыс. в месяц. В свою очередь Коваль говорит, что если канал идет в HD-формате, то он, скорее всего, использует другие алгоритмы сжатия, поэтому стоимость увеличивается не в четыре раза, а в полтора-два.
Украинские телеканалы пока не спешат переходить на вещание в более качественном формате. «Для телеканала это очень дорого, мы не можем себе этого позволить», — заявил «Капиталу» Орлов. Однако, по мнению гендиректора компании «Воля» Джоржа Жембери, в ближайшие год-два украинские каналы будут вынуждены искать возможности для HD-вещания.
«Сейчас рекламный рынок просел, и перед ними (телеканалами. — «Капитал») остро встал вопрос, как заработать деньги. Думаю, они не смогут обойтись без HD-версий своих каналов, и в течение следующих 18 месяцев это должно случиться», — заявлял ранее изданию Жембери. Он считает, что после выборов, бизнесмены, которые владеют крупнейшими украинскими медиагруппами, примут решение о развитии своих медиаактивов.
Без запаски
Помочь развивать HD-телевидение в Украине, по мнению гендиректора телекомпании «Поверхность» Виктора Самойленко, может спутниковый национальный оператор «Лыбидь-1», запуск которого запланирован на І квартал 2015 г. «В октябре 2014 г. заканчивается строительство центра управления спутником в Киеве и начнутся работы по инсталляции специального программного обеспечения. Завершить их рассчитываем в январе-феврале 2015 г.», — рассказал первый заместитель руководителя госпредприятия «Укркосмос» Юрий Балычев.
Самойленко считает, что если национальный спутник предложит выгодные условия для телеканалов, то свои HD-версии они могут разместить на нем. «Думаю, у государства будет возможность снизить тарифы и тем самым привлечь клиентов», — резюмирует он. С ним соглашается и Орлов: если тарифы «Лыбидь-1» будут значительно ниже, чем у его основных конкурентов, говорит он, то его телеканал рассмотрит возможность сотрудничества.
В то же время, некоторые участники телевизионного рынка не верят в успех национального оператора и пока даже не рассматривают возможность партнерства. «Это как выехать из гаража без запасного колеса», — отмечает технический директор спутниковой платформы Xtra TV Сергей Мелихов, пояснив, что в случае технических неполадок на одном из спутников Amos, его могут заменить. «Лыбидь» же заменить будет нечем, отмечает он. По мнению Конова, «Лыбидь-1» может найти клиентов среди каналов, которые захотят недорого с помощью спутника выйти в кабельные телевизионные сети.
Как писал «Капитал», первыми клиентами национального спутника будут государственные телеканалы и учреждения, использующие спутниковую связь. «Государственные предприятия должны выбирать «Лыбидь-1». Деньги, потраченные на спутник, должны вернуться в бюджет», — подытожил Балычев.